Чайковский. Струнный квартет No. 1

String Quartet No. 1 (D-dur), Op. 11

05.04.2014 в 18:29.
Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky

Количество камерно-инструментальных ансамблевых сочинений, созданных Петром Ильичом Чайковским, невелико – три струнных квартета, Фортепианное трио «Памяти великого художника» и секстет «Воспоминания о Флоренции», но роль, которую сыграли они в русской музыке, колоссальна. Значение этих произведений Чайковского заключается не только в том, что они вошли в репертуар камерных ансамблей, заслужив любовь публики – необходимо учесть, в каких условиях они создавались. Эти условия охарактеризовал сам Петр Ильич: «Камерная музыка плохо и туго прививается в Москве. Предназначенная… для домашнего обихода высокоразвитых любителей и артистов, камерная музыка никогда, конечно, не может привлекать таких масс публики, как, например, симфонический концерт или опера». Дело было не только в публике – русская камерная музыка была тогда не особенно богата. Существовали отдельные сочинения Михаила Ивановича Глинки, Александра Александровича Алябьева, но широкой известности они не получили. В этих условиях появление струнных квартетов Чайковского наряду с аналогичными произведениями Александра Порфирьевича Бородина становится важным шагом на пути развития камерной музыки в России.

Создание трех струнных квартетов относится к зрелому периоду творчеству Чайковского – все они написаны в 1870-х гг. Но путь к их написанию был долгим и нелегким – этим произведениям предшествовал ряд неизданных сочинений, созданных в середине 1860-х гг: Adagio для октета духовых инструментов, Allegro для квинтета струнных и двух флейт, Adagio molto для струнного квартета и арфы. Первым завершенным произведением стал одночастный Струнный квартет си-бемоль мажор на тему украинской народной песни, в котором уже проявились характерные черты стиля композитора – эмоциональная насыщенность мелодий, изящество и легкость фактуры. Но подлинным первым итогом творческих исканий Чайковского в области камерно-инструментальной музыки становится создание Струнного квартета № 1 ре мажор, над которым композитор работал в феврале 1871 г. Произведение предназначалось для авторского концерта Чайковского, который был организован по совету Николая Григорьевича Рубинштейна. Автор посвятил Квартет Сергею Александровичу Рачинскому – известному русскому ученому, педагогу и просветителю.

Первая часть – Moderato e semplice – сочетает разнообразие тем и единство фактуры: через всю часть проходят органные пункты и синкопированный ритм. Ре-мажорная главная партия и ля-мажорная побочная соотносятся по принципу производного контраста: связующая партия постепенно преобразует материал главной, подготавливая побочную. Несколько статичному ритму главной партии противопоставляется движение шестнадцатых в побочной. Исполненная лирического порыва разработка изобилует модуляциями в далекие тональности. Единый остинатный ритм объединяет ее с репризой, восстанавливающей спокойное настроение экспозиции.

Си-бемоль-мажорная вторая часть – Andante cantabile – светла и спокойна. В качестве первой темы использована русская народная песня «Сидел Ваня на диване», которую композитор слышал в Каменке от плотника, уроженца Калужской губернии. Чайковский сохранил характерный для русских песен несимметричный размер (чередование трехдольности и двухдольности), фольклорной традиции соответствует и фактура с выразительными подголосками. Продолжение мелодии, сочиненное самим Чайковским, органично с нею сливается. Народно-песенный колорит исчезает в среднем разделе: экспрессивная, печальная мелодия с томными нисходящими малыми секундами звучит на фоне остинатного баса. Тема среднего раздела возвращается в коде.

Часть третья – Scherzo & Trio. Allegro non tanto e con fuoco – приобретает тревожный характер благодаря многочисленным ритмическим перебоям. Прямых цитат здесь нет, но опосредованно используются элементы народных мелодий.

Для четвертой части – Finale. Allegro giusto – композитор избрал сонатную форму. Оживленной главной партии противопоставляется по-русски широкая побочная, излагаемая альтом. Разработка строится на сочетании лирических мотивов и оживленных фигураций. В репризе главная партия звучит в высоком регистре. В коде тоника утверждается в фигурациях, исполняемых всеми инструментами, и мощных аккордах.

Премьера Первого квартета, состоявшаяся в марте 1871 г., вызвала восторг публики. В короткий строк произведение стало популярным – причем не только в России: лишь одиннадцать экземпляров первого издания было продано на родине, остальные были выписаны за границу. Квартет исполнялся в Бостоне, Лейпциге, Риме. Наибольшей любовью исполнителей и публики пользовалась медленная часть. Два скрипача – Леопольд Ауэр и Фердинанд Лауб – сделали переложение Andante cantabile для скрипки и фортепиано, а бельгийский виолончелист Жюль де Сверта – для виолончели в двух вариантах (с фортепиано и со струнным квинтетом). Появлялись и другие переложения – фортепианные, оркестровые и даже для флейты. Чайковский даже переживал, что Andante cantabile своей популярностью заслоняет другие его сочинения, однако охотно включал его оркестровое переложение в программы концертов, на которых выступал в качестве дирижера.

Словарные статьи

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова