Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Глюка «Ифигения в Тавриде»

Iphigénie en Tauride

29.05.2011 в 18:26.

Кристоф Виллибальд Глюк (Christoph Willibald Gluck)

ИФИГЕНИЯ В ТАВРИДЕ (Iphigénie en Tauride) — опера К. В. Глюка в 4 д., либретто Н. Ф. Гийяра при участии Б. Леблана дю Рулле (М. Ф. Л. Г. Леблана) по одноименной трагедии Г. де ла Туша. Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 18 мая 1779 г.; в России — Петербург, Зимний дворец, силами итальянской труппы, 30 ноября 1779 г.; на русской сцене — 1886 г. (?), Кусково (близ Москвы), домашний театр графа Н. Шереметева.

По сюжету опера является продолжением Ифигении в Авлиде. Предание о дочери Агамемнона, спасенной Артемидой и перенесенной в Тавриду, привлекало многих композиторов. Первой хронологически была опера А. Демаре, законченная А. Кампра (1704), затем последовали произведения Д. Скарлатти, Л. Винчи, А. Мадзони, Б. Галуппи (Петербург, 1768), А. Тарки, М. Карафы де Колобрано и др.

Первые постановки оперы Глюка сопровождались интригами его врагов, пытавшихся противопоставить гениальному композитору его соперника Н. Пиччинни. Однако Глюк одержал победу, а поставленная два года спустя «Ифигения в Тавриде» Пиччинни прошла почти незамеченной.

Ифигения стала жрицей Артемиды в краю диких скифов, в Тавриде. Скифский царь Тоас, которому предсказана гибель от руки чужеземца, отдал приказ умерщвлять каждого, кто ступит на берег его страны. С разбитого греческого судна спаслись двое юношей. Повинуясь Тоасу, Ифигения должна принести их в жертву Артемиде. Один из них — не узнанный ею брат Орест, второй — его друг Пилад. Орест переживает душевные муки. Мстя за гибель отца, он убил мать, и теперь его преследуют фурии. Ифигения испытывает странное чувство нежности к чужестранцу, который так напоминает ей брата. Пилад бежит из темницы, чтобы попытаться спасти Ореста. Когда Ифигения отказывается принести Ореста в жертву и узнает в нем брата, Тоас велит умертвить обоих. Пилад поражает Тоаса мечом. Артемида останавливает скифов, бросающихся на цареубийцу, и возвещает волю богов: Орест прощен и может вместе с Ифигенией вернуться на родину.

Лежащая в основе либретто трагедия де ла Туша восходит к Еврипиду. Композитор углубил конфликт, противопоставив человечную, благородную Ифигению тирану Тоасу. Победа Ифигении — торжество добра над злом, гуманизма над варварством. Оперная реформа Глюка, начатая в Орфее и Эвридике и особенно в Алъцесте, завершена в «Ифигении», являющейся вершиной творчества композитора. Здесь достигнуто полное слияние музыки с драматическим действием, преодолены пережитки оперы-сериа. Арии, ансамбли, хоры являются не отдельными завершенными номерами, а частями больших музыкально-драматических сцен. Иная функция у речитативов: они не только подготавливают арию, но и служат выражению аффекта, страсти.

Попытки позднейших композиторов переработать «Ифигению в Тавриде» (в частности, редакция Р. Штрауса, 1894) нарушали целостность партитуры, и театры вернулись к оригинальной версии. В XX в. лучшие постановки оперы были осуществлены в миланском театре «Ла Скала» в 1957 г. (постановка Л. Висконти; М. Каллас — Ифигения) и в лондонском «Ковент-Гардене» в 1973-м (под управлением Дж. Гардинера). Своеобразный спектакль — компиляция двух опер Глюка об Ифигении с балетом «Клитемнестра» на его же музыку — был поставлен в 1972 г. в ленинградском Малом театре оперы и балета (дирижер А. Дмитриев, режиссер Э. Пасынков, балетмейстер Н. Долгушин).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова