Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Лысенко «Тарас Бульба»

Taras Bulba

12.01.2011 в 19:22.

ТАРАС БУЛЬБА — историческая опера Н. Лысенко в 5 д. (7 к.), либретто М. Старицкого но одноименной повести Н. Гоголя. Первые постановки (в инструментовке Л. Штейнберга): Харьков, 1924 г., под управлением Л. Штейнберга (премьера — 4 октября); Одесса (1929), Тифлис (1932). Премьера редакции Л. Ревуцкого (оркестровка Б. Лятошинского, литературная редакция М. Рыльского): Киев, 27 апреля 1937 г.; 2-го варианта той же редакции — Киев, 28 апреля 1939 г.; 3-го варианта (с новым финалом) — Киев, 7 ноября 1946 г.; с дополнительными поправками — Киев, 23 марта 1955 г.

Лысенко работал над «Тарасом Бульбой» с 1880 по 1890 г.; произведение не было полностью завершено и осталось неоркестрованным. Автор 1-й редакции оперы Л. Штейнберг ограничился инструментовкой. Другая редакция, осуществленная Л. Ревуцким, Б. Лятошинским и поэтом М. Рыльским, привела к обогащению замечательной оперы. В первоначальной версии одной из центральных фигур был Андрий, его гибель оказывалась кульминацией произведения; ария Остапа, оплакивающего гибель брата («Что ты свершил»), подчеркивала значение катастрофы. Все это и другие причины вызвали необходимость внесения изменений, улучшивших драматургию. Была переработана увертюра, в которую вошла тема народной песни «Засвистали козаченьки», получившая в III д. хоровое воплощение, введена вторая песня Кобзаря, заново написаны две картины: после казни Остапа и финал — сожжение Тараса (в авторской версии опера завершалась штурмом польской крепости).

Произведение Лысенко — вершина развития классической украинской оперы, впитавшей огромный опыт русской музыки, прежде всего Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова. В музыке передан драматизм событий, героический пафос освободительной борьбы. Автор — непревзойденный знаток, исследователь украинского фольклора — щедро использовал в музыке народную песню. В драматургии большое место занимают хоровые сцены, монументальные, мощные.

Среди исполнителей основных партий особо выделялись М. Донец — художник, кровно связанный с традицией украинского классического театра, И. Паторжинский, Б. Гмыря, М. Гришко, А. Иванов, М. Литвиненко-Вольгемут, Л. Руденко, Д. Гнатюк, А. Кривченя.

На сюжет «Тараса Бульбы» написано несколько опер. К сожалению, большинство их неудачно (исключение — «Осада Дубно» П. Сокальского). В 1880 г. на сцене Мариинского театра была поставлена опера В. Кюнера, в 1887 г. в Большом театре — В. Кашперова, в 1914 г. в Москве — С. Траилина. На Западе на этот сюжет созданы оперы А. Берутти (либретто Г. Бодио, премьера — Турин, 9 марта 1895 г.), М. Руссо (Париж, 1919). В других жанрах самое значительное музыкальное воплощение темы — одноименная симфоническая рапсодия Л. Яначека. На тему «Тараса Бульбы» написаны балеты Р. Глиэра и В. Соловьева-Седого.

А. Гозенпуд

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова