Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Вебера «Вольный стрелок»

Der Freischütz

12.01.2011 в 16:18.

Вебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок» (оркестр п/у Т. Бичема)

Опера Вебера «Вольный стрелок». Постер Рафала Ольбиньского

Романтическая опера в трех действиях; либретто Ф. Кинда.
Первая постановка: Берлин, Национальный театр, 18 июня 1821 года.

Действующие лица:

Оттокар (баритон), Куно (бас), Агата (сопрано), Анхен (сопрано), Каспар (бас), Макс (тенор), отшельник (бас), Килиан (баритон), Самьель (без пения); крестьяне, охотники, девушки, музыканты, духи и призраки.

Действие происходит в Богемии после Тридцатилетней войны (в 1690 году).

Действие первое. Площадь перед трактиром на краю леса. Кругом множество народа. Макс, неудачно выступивший на соревновании по стрельбе, сидит в одиночестве в трактире; Килиан стреляет из ружья и попадает в цель под восторженные крики зрителей. Все поздравляют Килиана, который проходит мимо Макса, подсмеиваясь над ним («Schau der Herr mich an als Konig!»; «Королем стрелков я избран»). Макс в ярости выхватывает нож. Ссору прекращает старый лесничий Куно. Охотник Каспар советует Максу прибегнуть к помощи сверхъестественной силы — «черного охотника» Самьеля. Назавтра князь Оттокар назначил последнее состязание: победитель наследует Куно в должности лесничего и получит руку его дочери Агаты. Каспар рассказывает о волшебных пулях, о могуществе загадочного Самьеля (терцет с хором «О! diese Sonne!»; «Ах, день настанет»). Охотники расходятся.

Начинаются танцы, но Макс не принимает в них участия. Оставшись один, он оплакивает свою былую удачу («Durch die Walder, durch die Auen»; «Ах, бывало, возвращался»). Он вспоминает Агату: она так надеется на его победу, но небо не хочет ему помочь. Каспар предлагает опечаленному охотнику выпить и призывает Самьеля («Hier im ird' sehen Jammertal»; «Что б мы были без вина?»). С одного выстрела Макс из волшебного ружья Каспара попадает в орла и соглашается встретиться с черным охотником в полночь в Волчьей долине. Каспар доволен, что завлек в сети сатаны еще одну душу («Schweig, schweig, damit dich niemand warnt»; «Да, да! Погибнуть должен ты»).

Действие второе. Дом лесничего. Анхен вешает на место неожиданно упавший и слегка ранивший Агату портрет прадеда. Это событие увеличило тревогу девушки, ожидающей Макса (дуэт «Schelm, halt' fest!»; «Ну, держись, не обломися»). Анхен старается развлечь подругу («Kommt ein schlanker Bursch gegangen»; «Если юноша красивый»). Агата остается одна; не в силах уснуть, она молит, чтобы Макс пришел поскорее («Leise, leise tromme Weise»; «О мольбы мои, летите»). Наконец она с радостью встречает его. Макс узнает, что портрет ранил ее как раз в тот момент, когда он выстрелил из волшебного ружья по орлу. Юноша говорит, что спешит в Волчью долину, при этих словах девушки приходят в ужас (терцет «Wie? Was? Entsetzen»; «Как? Что? Ужасно»).

Ровно в полночь в Волчьей долине Каспар вызывает Самьеля, которому он продал душу. На следующий день истекает срок их договора, и Каспар предлагает дьяволу взамен новую жертву, душу Макса; он придет за волшебными пулями, так пусть шесть послужат ему, а седьмую Самьель может направить, например, в Агату («Du weist, das meine Frist»; «Самьель! Пришел мой час!»). Макс вступает в Волчью долину, перед ним возникает призрак матери, потом Агаты, которая как будто пытается броситься в бурный поток («На! Furchtbar gahnt»; «О боже мой! Какая пропасть!»). Наконец он спускается в долину, где под раскаты грома, пение ночных птиц и вой призраков Каспар отливает пули.

Действие третье. Утро следующего дня. Княжеская охота. Охотники поздравляют Макса с удачными выстрелами.

Агата в подвенечном наряде молится в своей комнате («Und ob die Wolke sie verhulle»; «Толпами ходят в небе тучи»). Девушка взволнована страшным сном: ей приснилось, что она превратилась в голубку и Макс убил ее. Анхен весело толкует этот сон («Einst traumte meiner selgen Base»; «Однажды бабушке приснилось»). Девушки народной песней поздравляют невесту («Wir winden dir den Jungberkranz»; «Приносим мы тебе цветы»). Но в принесенном ими ларце оказывается не свадебный, а погребальный венок. Тогда невесту украшают розой, подаренной святым отшельником.

На поляне сидит князь Оттокар с гостями, охотники запевают песню («Was gleicht wohl auf Erden Jagowergniigen?»; «Что лучше охоты?»). Князь предлагает Максу попасть в белую голубку, охотник стреляет, но попадает в Каспара, Агата тоже падает. Каспар умирает, проклиная весь мир, рядом с ним появляется и исчезает Самьель. Девушки бережно поднимают Агату: она жива. Макс признает свою вину и рассказывает обо всем Оттокару. Охотник заслуживает наказания, но отшельник заступается за него, и князь смягчает наказание: его свадьба с Агатой может состояться только через год. Все благодарят небеса.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК / Волшебный стрелок (Der Freischutz) — романтическая опера К. М. фон Вебера в 3 д., либретто И. Ф. Кинда по одноименной новелле И. А. Апеля и Ф. Лауна. Премьера: Берлин, 18 июня 1821 г., под управлением автора. Далее последовали постановки в Карлсруэ, Лейпциге, Франкфурте-на-Майне (1821), под управлением автора — в Дрездене (1822), затем опера обошла сцены всей Европы. В России она была впервые исполнена в 1823 г. артистами немецкой труппы; на русской сцене (под названием «Волшебный стрелок») — 12 мая 1824 г. в Петербурге под управлением К. Кавоса. С конца 20-х гг. партию Каспара исполнял В. Самойлов, а с 30-х гг. — О. Петров.

«Вольный стрелок» открывает историю романтической оперы. Характерно, что борьба света и мрака, добра и зла выражается не только противопоставлением Каспара — слуги Черного охотника — Агате, но и конфликтом в сознании стрелка Макса, первого подлинно романтического оперного героя. Победа светлого начала знаменует высокую гуманистическую идею произведения, которое проникнуто духом патриотизма и воплощает чувства радости, рожденные освобождением от наполеоновской тирании. Тему своего будущего шедевра Вебер нашел в новелле, напечатанной в «Книге о привидениях» И. А. Апеля и Ф. Лауна,— он прочитал ее в 1810 г. и тогда же подумал об опере на этот сюжет. Однако только в 1817-1820 гг. замысел был реализован: Вебер встретил в Дрездене актера, юриста и писателя И. Кинда, который сочинил по указаниям композитора либретто. Первоначально опера называлась «Испытательный выстрел», затем «Невеста охотника». По сравнению с мрачной новеллой сюжет подвергся значительной переделке. В рассказе героиня убита волшебной пулей, ее жених и невольный убийца сходит с ума, родители умирают от горя. В опере финал счастливый.

Действие развертывается в Чехии после Тридцатилетней войны (XVII в.). Один из лучших стрелков, Макс, потерпел неудачу на состязаниях. На следующий день они продолжатся, и исход их для Макса очень важен: если он победит, то получит в жены дочь Куно Агату и в придачу его наследственную должность лесничего. Сомнения в себе все более овладевают героем. Этим пользуется егерь Каспар, продавший душу Черному охотнику (Самьелю). Истекает срок договора с дьяволом. Если Каспар не отдаст Самьелю душу другого человека, он сам отправится в ад. Егерь решает соблазнить Макса и предлагает ему свое ружье, чтобы выстрелить не целясь в пролетающего на большой высоте орла. Птица падает мертвой: она сражена волшебной пулей. По утверждению Каспара, новую можно отлить в Волчьей долине. Макс готов отправиться туда. Тем временем его невеста объята непонятной тревогой. В тот миг, когда волшебная пуля поразила орла, со стены в комнате девушки сорвался портрет и ушиб ее. Тщетно пытается Макс успокоить Агату — она тревожится все больше, особенно когда узнает, что он собирается в Волчью долину. Девушка решает обратиться за советом и помощью к святому отшельнику.

Первым в Волчью долину приходит Каспар. Он вызывает Самьеля и затевает с дьяволом торг. Тот подарит ему семь пуль: шесть попадут в цель по воле стрелка, седьмую Самьель направит в сердце Агаты. Каспар ненавидит ее, так как она его отвергла. Если Агата погибнет, ее жених станет добычей Самьеля. Приходит Макс, перед ним появляются призраки матери и Агаты, пытающиеся удержать его. Каспар начинает отливать волшебные пули, поднимается буря, рушатся скалы. В распоряжении Макса семь пуль, но он легкомысленно израсходовал шесть, и у него осталась только седьмая — направляемая дьяволом.

Мысли и чувства Агаты в смятении, хотя она готовится к свадьбе. Мрачные предзнаменования, страшные сны волнуют ее. Анхен, ее подруга, хочет надеть на Агату свадебный венок, но в ларце оказывается траурный. Анхен прячет его и вкалывает в волосы невесты розу, подаренную отшельником. Начинаются состязания. Князь велит Максу подстрелить голубку. Появившаяся в эту минуту Агата умоляет жениха не стрелять: она видела сон, в котором сама была этой голубкой. Раздается выстрел — Агата падает без чувств, но пуля попала не в нее, а в Каспара. Роза отшельника спасла жизнь девушки. Макс, потрясенный, кается в своем грехе. Князь изгоняет его, но отшельник просит отменить приговор. Пусть свадьба Макса и Агаты будет отложена на год, в течение которого юноша докажет, что достоин своей невесты.

Опера сочетает романтически опоэтизированное воплощение темы с картинами быта. Благодаря этому фантастические эпизоды приобретают реальность. Музыка передает атмосферу действия и очерчивает характеры героев: чистой, мечтательной, живущей законами сердца и природы Агаты; ее задорной и веселой подружки Анхен; мятущегося Макса; мрачного Каспара, под личиной простодушия скрывающего нечеловеческую злобу и ненависть к людям. Сохранив зингшпильную форму — чередование вокальных номеров и разговорных диалогов, Вебер вышел за рамки зингшпиля, как и Бетховен в "Фиделио". Музыка дышит поэзией природы. Гениальная увертюра — сжатое драматургическое изложение концепции оперы — строится на борьбе света и мрака, демонических сил, олицетворяемых Самьелем, и светлых, человеческих. Ярко выраженный в музыке национальный колорит, ее народность и демократизм, как и художественное совершенство, определяют историческую роль «Вольного стрелка» — величайшего после Волшебной флейты и Фиделио явления в немецкой национальной опере. Именно его демократизм вызвал неприязнь придворных кругов, которые предпочитали творению Вебера «Олимпию» Спонтини — запоздалый отзвук официозного искусства.

Первая постановка оперы осуществлялась в атмосфере недоброжелательства и интриг. Однако она привлекла внимание светской публики, а демократическая аудитория ее приветствовала. Среди зрителей премьеры находились Э. Т. А. Гофман и тогда еще совсем юные Г. Гейне и Ф. Мендельсон.

«Вольный стрелок» покорил мир. В его основных партиях выступали крупнейшие певицы и певцы, от В. Шрёдер-Девриент до Э. Шварцкопф. Опера подвергалась переделкам и переработкам, особенно за пределами Германии. Так, в Париже она шла под названием «Робин-лесовик, или Три пули», действие было перенесено в Англию. Эта обработка, грубо искажавшая оригинал, вызвала возмущение Г. Берлиоза. В 1841 г. опера была поставлена в Париже в редакции Берлиоза, сочинившего речитативы вместо диалогов и введшего в качестве балетной сцены инструментованное им веберовское «Приглашение к танцу». В России «Вольный стрелок» исполнялся в соответствии с авторским замыслом. Одна из значительных постановок — спектакль Мариинского театра под управлением Э. Направника в 1901 г. (И. Ершов — Макс, М. Больска — Агата, А. Антоновский — Каспар). В конце XX в. опера с успехом ставилась в 1978 г. в Гамбурге (3. Ерузалем — Макс). Следует также отметить постановки в Штутгарте (1980) и Мюнхене (1990, под управлением О. Сюитнера).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова