Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Аренского «Сон на Волге»

01.06.2011 в 18:27.

СОН НА ВОЛГЕ — опера А. Аренского в 4 д. (7 к.), либретто композитора по драме А. Островского «Воевода» («Сон на Волге»). Премьера: Москва, Большой театр, 21 декабря 1890 г., под управлением автора.

Замысел произведения был подсказан автору П. Чайковским, которому принадлежит написанная на тот же сюжет опера Воевода. Аренский закончил свою оперу в 1888 г., три года спустя она увидела сцену.

Пьеса Островского существует в двух авторских редакциях, значительно отличающихся в идейном отношении. Во 2-й социально-критические мотивы ослаблены и заменены этически-религиозными. В основе оперы Аренского — 1-я редакция; либретто воспроизводит последовательность действия и стихи Островского, сделаны только необходимые сокращения (в частности, исключены пролог и сцена встречи беглых с пустынником). Большим событием в художественной жизни России явилась постановка «Воеводы» Островского на сцене Малого театра в 1886 г., несомненно стимулировавшая работу композитора над оперой. Хотя события драмы относятся к XVII в., его тема — всевластье воеводы, угнетающего народ, нарастание протеста и гнева — не могла не звучать остро современно и в 80-90-х гг. XIX в. Правда, Аренский несколько смягчил социально-критическое звучание текста.

Воевода Нечай Шалыгин, насильник и грабитель, вызывает лютую ненависть народа. У посадского Дубровина он отнял жену, других разорил, бросил в тюрьму. Сластолюбивый воевода захватывает невесту дворянина Степана Бастрюкова. С помощью Дубровина Бастрюков пытается освободить девушку, но Шалыгину удается задержать беглецов. Расправа близка, однако царский гонец сообщает, что беззакония воеводы стали известны в Москве и он лишен власти.

Музыка Аренского продолжает традиции русской оперы, ближе всего она к "Чародейке" Чайковского, хотя уступает ей в силе и выразительности. Мелодика оперы ясна, задушевна, интересны жанровые и бытовые эпизоды, однако в целом музыке не хватает драматизма. Сильнее всего оказались сцены домового и в особенности сна воеводы, а также колыбельная старой крестьянки над зыбкой ребенка, ярко выражающая страдания обездоленных людей. Автор использовал подлинные народные песни и чутко следовал их интонационному строю в сочиненных им собственных темах. Свежесть мелодики, мастерство оркестровки, умелое использование приемов, выработанных русскими композиторами,— все это определило достоинства оперы. Произведение понравилось Чайковскому. Он писал брату 11 января 1891 г.: «Вчера ездил в Москву слушать „Сон на Волге" Аренского. Прекрасная опера! Иные сцены так хороши, что я настоящим образом был потрясен до слез. Особенно сцена сна удивительна. Я написал сейчас Всеволожскому (директору императорских театров.— А. Г.) горячую рекомендацию этой оперы для Петербурга».

Рекомендация не помогла. Сценическая судьба «Сна на Волге» сложилась неблагоприятно. После Москвы опера была поставлена в Петербурге, на сцене Народного дома (1903), но успеха не имела и больше не ставилась. Только на концертной эстраде изредка звучат арии из нее — в частности, песня Марьи Власьевны «Соловушко».

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова