Опера Римского-Корсакова «Снегурочка»

The Snow Maiden

12.01.2011 в 15:47.

Васнецов В. «Снегурочка»

Опера в четырёх действиях с прологом Николая Андреевича Римского-Корсакова; либретто автора по пьесе А. Н. Островского.
Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 29 января (10 февраля) 1882 года.

Действующие лица: Весна-Красна (меццо-сопрано), Дед Мороз (бас), Девушка Снегурочка (сопрано), Леший (тенор), Масленица — соломенное чучело (бас), Бобыль Бакула (тенор), Бобылиха (меццо-сопрано), Царь Берендей (тенор), Бермята, ближний боярин (бас), Лель, пастух (меццо-сопрано), Купава, молодая девушка, дочь богатого слобожанина (сопрано), Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева (баритон), Первый Бирюч (тенор), Второй Бирюч (бас), Царский отрок (меццо-сопрано). Свита весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки — и другие, берендеи обоего пола и всякого возраста, бояре, боярыни и свита Царя, гусляры, слепые, скоморохи, гудочники, волынщики, пастухи, парни и девки, лешие, цветы.

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог — на Красной горке вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея; первое действие — в заречной слободе Берендеевке; второе действие — во дворце царя Берендея; третье действие — в заповедном лесу; четвёртое действие — в Ярилиной долине.

Пролог

Начало весны. Полночь. В окружении птиц и цветов на Красную горку спускается Весна-Красна. Шестнадцать лет назад она стала женою сурового и старого Мороза. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз, да и сама Весна томится в неволе, но любя и жалея дочь — Снегурочку, не решается перечить грозному Деду-Морозу.

Из лесу выходит Дед-Мороз. На утренней заре он должен покинуть землю берендеев и умчаться в сибирские тундры. Беспокоит его только судьба дочери: Мороз прослышал, что Ярило задумал погубить Снегурочку, заронив в ее сердце огонь любви (пока Снегурочка холодна и чиста сердцем, ей не угрожает никакая опасность). Может быть, отдать ее на присмотр в слободку, к Бобылю? Весна зовет Снегурочку. Узнав, что ей разрешено покинуть, холодный терем и поселиться среди людей, Снегурочка не скрывает радости и на вопрос отца, что манит ее из леса в заречную слободку берендеев, простодушно отвечает: «Людские песни!» Ни пенье жаворонков, ни печальный лебяжий клич, ни громкие раскаты соловьиных трелей не могут сравниться с пением пастуха Леля. Снегурочка с восторгом говорит, что дни и ночи готова слушать эти пастушеские песни, от которых странно замирает и тает сердце. Тает?! — Мороз наказывает дочери избегать Леля, «не слушать ни речей его, ни песен». Мороз и Весна прощаются со Снегурочкой и поручают Лешему присматривать за ней и не давать в обиду.

Красная горка заполняется народом. Берендеи провожают масленицу. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку. Та просит их взять ее к себе в дочери. Бобыль и Бобылиха рады и польщены этой честью. Снегурочка прощается со своей прошлой жизнью в глухом лесу. Отныне она будет жить среди людей.

Действие первое

Заречная слобода. Пастух Лель приходит на ночлег к Бобылю. Снегурочка просит Леля спеть ей и дарит ему цветок. Лель поет, но вот вдали показываются девушки. Они зовут Леля, и он, бросив подаренный Снегурочкой цветок, бежит к ним. Снегурочка опечалена. Ей обидно, что пригожий Лель скучает с ней. Она чувствует, что в ней не хватает душевного тепла, которое бы зажгло сердце Леля любовью к ней. Красавица Купава сочувствует Снегурочке, но ей некогда думать о других: сегодня в слободку приезжает ее жених Мизгирь. В Ярилин день быть их свадьбе. А вот и Мизгирь. Собираются девушки и парни. Богатыми подарками, привезенными из дальних стран, выкупает Мизгирь невесту и за руку выводит из круга девушек. Но вдруг его взгляд падает на Снегурочку. Потрясенный ее необыкновенной красотой, Мизгирь отказывается от Купавы и умоляет Снегурочку полюбить его. Купава опозорена. В отчаянии она хочет утопиться, но Лель удерживает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управы у царя Берендея.

Действие второе

Во дворце Берендея слепые гусляры славят мудрого и доброго царя, «блюстителя мира». Сам царь, сидя на золоченом стуле, расписывает разноцветными узорами деревянные резные столбы. Но на душе Берендея неспокойно. Вот уже пятнадцать лет страна берендеев в немилости у Ярилы Солнца: лето год от году короче, а вёсны холодней. «В сердцах людей заметил я остуду, — с грустью и тревогой говорит царь своему ближнему боярину Бермяте,- не вижу в них горячности любовной, исчезло в них служенье красоте, а видятся совсем иные страсти».

Слуги вводят Купаву. Заливаясь слезами, девушка просит Берендея наказать обидчика — Мизгиря — за измену и позор. Берендей разгневан. Он велит разыскать Мизгиря и созвать весь народ на грозный царский суд. Царь требует, чтобы Мизгирь женился на обиженной девушке. Но Мизгирь всенародно отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание. Но в этот момент в царских палатах появляется Снегурочка. Ее нежная, хрупкая красота глубоко трогает поэтическую душу Берендея. Он видит в ней одно из бесчисленных чудес Природы и сравнивает Снегурочку с весенним цветком — ландышем. Он уверен, по красота Снегурочки поможет смягчить Ярилин гнев. Но кто же будет ее женихом? Ведь ледяное сердечко Снегурочки не знает любви. Мизгирь умоляет Берендея отсрочить его изгнание. «Клянусь,- с жаром восклицает он,- любовь моя зажжет Снегурочки нетронутое сердце!»

Действие третье

В заповедном лесу берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки с песней водят хороводы. Растроганный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы «певца любви горячим поцелуем». «Возьми меня, пригожий Лель», — доверчиво говорит Снегурочка. Но Лель выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес. Спускается ночь. Народ расходится. Снегурочка одна грустит и мечтает о любви Леля. Появляется Мизгирь. Его страстные признания пугают Снегурочку. В смятении она убегает. Мизгирь хочет последовать за ней, но перед ним не проходимой стеной встает заповедный лес. Тщетно Мизгирь пытается пробраться сквозь чащу. Леший, охраняя Снегурочку, манит и кружит его по лесу.

Светает. На поляну выходят Лель и Купава. Они говорят о своей любви и вместе готовятся встретить Ярилин день. Едва сдерживая слезы, наблюдает за Лелем и Купавой Снегурочка. Ее сердце познало муки ревности, так и не раскрывшись для любви. «О мать, Весна-Красна! — в отчаянии восклицает Снегурочка.- Отдай любовь иль жизнь мою возьми!»

Действие четвертое

Ранним утром у озера, поросшего осокой и водяными лилиями, Снегурочка ждет свою мать. Весна-Красна поднимается из озера, окруженная цветами. Это ее последний час на земле берендеев: «С рассветом дня вступает бог Ярило в свои права и начинает лето». На прощанье Весна дарит дочери венок из волшебных цветов: в нем сокрыт «любовных сил... родник неистощимый». Все ярче разгорается утренняя заря. Широко раскрытыми глазами смотрит Снегурочка на мир Природы, завороженная его чудесной красотой. Но Весна предостерегает дочь: Снегурочке нужно укрыться в тени лесов и таить свою любовь от глаз Ярилы-Солнца. Из лесу выходит измученный бесплодными ночными поисками Мизгирь. Снегурочка радостно протягивает к нему руки. Ее сердце теснят новые, неведомые чувства. Она не может оторвать восторженного, влюбленного взгляда от Мизгиря.

Долина заполняется народом. Приходит и царь Берендей со свитой. Мизгирь подводит Снегурочку к царю и просит благословить их союз. Яркий луч солнца пронзает утренний туман и падает на Снегурочку. Не в силах вынести жгучих лучей Ярилы, Снегурочка тает как вешний снег. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Однако «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря» не могут омрачить праздник Солнца. С кончиной Снегурочки Мороз теряет власть над Весной-Красной. Он не сможет больше студить сердца и души. Ярило-Солнце вновь обратит свой благосклонный взор на страну берендеев, и на их земле воцарится мир и благоденствие.


СНЕГУРОЧКА — весенняя сказка Н. Римского-Корсакова в 4 д. с прологом, либретто композитора по одноименной пьесе А. Островского. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 29 января 1882 г., под управлением Э. Направника.

В оперном творчестве Римского-Корсакова, как и во всей русской музыке, «Снегурочка» занимает исключительное место. По поэтической прелести и проникновенности, глубине воплощения русского народного духа это одна из вершин национального искусства.

Драматическая сказка Островского, вызвавшая к жизни музыку Чайковского, получила в опере Римского-Корсакова конгениальное воплощение, хотя трактовка образов у композитора и драматурга далеко не во всем совпадает. По Островскому, Снегурочка, дочь Мороза и Весны, своим рождением нарушает извечный, незыблемый порядок. Разгневанное Солнце отворачивает свое лицо от земли. Зима не хочет уступить прав Весне. В сердцах людей царит холод. Снегурочка не знает любви, но, приглядываясь к жизни людей, начинает тянуться к ним. Отвергнутая Лелем, она испытывает ревность и обиду. Только дар Весны — способность чувствовать — вызывает у нее любовь к Мизгирю. Но, узнав любовь, Снегурочка погибает. Ей не место в кругу людей. Гибнет и Мизгирь. А мудрый царь Берендей славит вечный и неизменный правопорядок.

Сохраняя верность Островскому в последовательности развития действия, лишь сократив текст, отбросив второстепенные фигуры, Римский-Корсаков разошелся с драматургом в понимании образа Снегурочки. Если героиня Островского в большей мере дочь Мороза, то героиня Римского-Корсакова прежде всего дочь Весны. Выросшая в глухом лесу, охраняемом Лешим, среди снегов и льдов, жадно тянется она к людям, внимательно вслушивается в доносящиеся к ней людские голоса и песни, стремится войти в звонкий и пестрый реальный мир. То, что просто и естественно для людей, мучительно трудно для Снегурочки. Она завоевывает право называться человеком.

Музыка показывает, как оттаивает ее сердце; в финальном ариозо, вершине лирического вдохновения Римского-Корсакова, во всей прелести раскрывается тепло ее сердца. Но это час гибели Снегурочки. Композитор отнюдь не утверждает правоту извечных законов природы. Развитие музыкальной драматургии оперы показывает, что законы эти, приведшие Снегурочку к гибели, не столь уж справедливы: ведь она виновна только в том, что хотела быть человеком. Музыка рисует образы русской природы, с первых тактов передавая пробуждение земли от зимней спячки. Духом сказки овеяны не только фантастические образы (Снегурочка, Весна, Мороз, Леший), но и реальные люди: порывистая, простодушно-доверчивая, бесхитростная Купава, мудрый царь Берендей — поэт и художник, пастух Лель — олицетворение животворящей силы любви и песни, развеселый пропойца и лентяй бобыль Бакула и бобылиха. После Руслана и Людмилы Глинки ни в одной опере не было такой яркой, многоцветной картины русской старины. Вместе с тем «Снегурочка» отнюдь не стилизация, в ее музыке нет эстетского любования архаикой. Это сказочный эпос, утверждающий неразрывность жизни человека и природы.

В опере нашли воплощение многие характерные для последующего творчества композитора краски и приемы. Не прибегая, за немногими исключениями, к фольклорным цитатам, композитор создает попевки и мелодии, неотличимые от народных. Распевность характеризует образы основных героев. Мелос самой Снегурочки первоначально носит инструментальный характер. Но по мере того как ее душа раскрывается навстречу людям, песенность вторгается и в ее партию.

Весенняя сказка Римского-Корсакова — плод стремительного творческого процесса (вчерне она написана за шесть недель) и высокого мастерства. Неисчерпаемо мелодическое и гармоническое богатство партитуры, красочен ее оркестровый наряд.

Театр не сразу нашел достойную этой оперы сценическую форму. Первая постановка была малоудачна, как и некоторые последующие. По существу, начало сценической жизни «Снегурочки» было положено в Московской частной опере, где впервые произведение предстало в достойной его декоративной оправе (художник В. Васнецов). Спектакль, показанный в 1885 г., не сходил со сцены долгие годы. Среди наиболее значительных постановок: Большой театр, 1907 г., под управлением В. Сука (А. Нежданова — Снегурочка, Л. Собинов — Берендей); Петроград, Мариинский театр, 1917 г., режиссер В. Мейерхольд; Киев, 1935 г., под управлением А. Лазовского, режиссер И. Лапицкий (3. Гайдай — Снегурочка, О. Петрусенко — Купава, А. Ропская — Лель), в последние десятилетия — Большой театр, 1978 и 2002 гг., и Мариинский, 20О4 г. Опера неоднократно ставилась за рубежом: Париж (1908), Загреб (1921), Барселона (1922), Нью-Йорк (1923), Берлин (1923), Рим (1954) и др. Среди лучших исполнителей — Н. Забела, А. Нежданова, Л. Липковская, Р. Горская, И. Масленникова, В. Фирсова, 3. Гайдай, Е. Цветкова, Е. Катульская (Снегурочка); Л. Собинов, И. Ершов, И. Козловский, С. Лемешев (Берендей); Н. Обухова (Лель); К. Держинская, Г. Вишневская (Купава); П. Андреев, С. Мигай, Н. Шевелев, Ал. Иванов (Мизгирь).

А. Гозенпуд

Записи

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова