Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Вацлав Сметачек (Václav Smetáček)

10.04.2011 в 23:20.

Деятельность Вацлава Сметачека тесно связана с расцветом одного из лучших симфонических оркестров Чехословакии — «Симфонического оркестра главного города Праги», как он официально называется. Оркестр этот возник в 1934 году, и Сметачек возглавил его в трудные годы войны. По сути дела, дирижер и коллектив росли и повышали свое мастерство вместе, в повседневной кропотливой работе.

Однако Сметачек пришел в оркестр, уже обладая серьезной и всесторонней подготовкой. В Пражской консерватории он изучал композицию, игру на гобое и дирижирование у П. Дедечека и М. Долежала (1928—1930). Одновременно Сметачек слушал лекции по философии, эстетике и музыковедению в Карловом университете. Затем будущий дирижер несколько лет работал гобоистом в оркестре Чешской филармонии, где многому научился, выступая под руководством В. Талиха. Кроме того, начиная со студенческой скамьи, он был участником и душой многих камерных ансамблей, в том числе Пражского духового квинтета, который Сметачек основал и которым руководил вплоть до 1956 года.

Дирижерскую деятельность Сметачек начал, работая на радио, где был сначала секретарем музыкального отдела, а затем начальником отдела звукозаписи. Здесь же он впервые дирижировал оркестрами, осуществил свои первые записи на пластинки и одновременно был хормейстером знаменитого хора «Пражский Глагол». Так что работа с «Симфоническим оркестром главного города Праги» у Сметачека не вызвала, что называется, технических трудностей: налицо были все предпосылки к тому, чтобы он после освобождения страны вырос в одну из крупнейших фигур чешского исполнительского искусства.

Так оно и случилось. Сметачека сегодня знают и любят пражане, с его искусством знакомы слушатели всех остальных городов Чехословакии, ему аплодировали в Румынии и Италии, Франции и Венгрии, Югославии и Польше, Швейцарии и Англии. И не только как симфоническому дирижеру. Например, любители музыки в маленькой Исландии впервые услышали «Проданную невесту» Сметаны именно под его управлением. В 1961—1963 годах дирижер с успехом выступал в разных городах СССР. Нередко Сметачек гастролирует со своим коллективом, который, по аналогии с Венским симфоническим оркестром, в отличие от Пражской филармонии также называют «Пражскими симфониками».

Сметачеку принадлежит едва ли не самое большое среди его чехословацких коллег число записей на пластинки — более трехсот. И многие из них удостоены высоких международных премий.

Сметачек не только выпестовал и вывел свой оркестр в число лучших коллективов Европы, — он сделал его подлинной лабораторией современной чехословацкой музыки. В его исполнении вот уже более двух десятилетий звучит все новое, что создается музыкантами ЧССР; Сметачек дирижировал премьерами десятков произведений Б. Мартину, И. Крейчи, Я. Капра, И. Пауэра, Э. Сухоня, Д. Кардоша, В. Саммера, Я. Циккера и других авторов.

Вацлав Сметачек возродил на концертной эстраде также немало произведений старинной чешской музыки, был отличным исполнителем монументальных ораториально-кантатных произведений отечественной и мировой классики.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова