Опера Рахманинова «Скупой рыцарь»

The Miserly Knight

12.01.2011 в 14:28.

Опера в одном акте, трех картинах. Текст А. Пушкина.
Премьера: Москва, Большой театр, 11 (24) января 1906 года.

Действующие лица:

Действие происходит в Средневековой Европе.

Башня в замке Барона. Его сын Альберт крайне нуждается в деньгах: он не может появиться при дворе Герцога из-за отсутствия достойного костюма, а скупой Барон отказывает сыну. Альбер зовет ростовщика, но тот отказывается дать денег и советует молодому рыцарю отравить отца, чтобы завладеть его богатствами. Альбер настолько разъярен, что выгоняет ростовщика, испуганно предлагающего теперь деньги вместе с извинениями.

Барон в подвале замка любуется своими сокровищами. Он открывает все сундуки, блеск золота опьяняет его. Ему кажется, что он господствует над всем миром. Лишь одна мысль омрачает торжество: когда он умрет, сын расточит богатства.

Дворец Герцога. Альбер приходит к нему с жалобой на отца. Герцог обещает повлиять на него. Приезжает Барон, и Герцог, предложив Альберу удалиться, принимает его. На вопрос, почему его сын не бывает при дворе, Барон клевещет на него, обвиняя в покушении на его жизнь и ограблении. В бешенстве Альбер выбегает из соседнего покоя и уличает отца во лжи. Барон вызывает сына на дуэль. Рассерженный возмутительной сценой Герцог прогоняет Альбера и обвиняет Барона. Тот, не в силах перенести напряжения разыгравшихся событий, умирает. Последняя его мысль — о сундуках, о ключах к ним.

Л. Михеева


СКУПОЙ РЫЦАРЬ — опера С. Рахманинова в 1 д. (3 к.) на текст одноименной трагедии А. Пушкина. Премьера: Москва, Большой театр, 11 января 1906 г. (в один вечер с «Франческой да Римини» Рахманинова), под управлением автора. Заново поставлена в Большом театре 27 сентября 1912 г. под управлением Э. Купера.

«Скупой рыцарь» Рахманинова примыкает к типу речитативно-декламационных опер, начало которым положено "Каменным гостем" Даргомыжского и продолжено произведениями Римского-Корсакова и Кюи на тексты пушкинских драматических произведений. Композитор широко развил симфоническое, оркестровое начало, которому принадлежит ведущая роль в опере.

«Скупой рыцарь» сочинялся в расчете на исполнение главной партии Шаляпиным, но великий певец отказался от нее, не будучи удовлетворен воплощением в музыке пушкинского текста. В «Воспоминаниях» В. Ястребцева (запись от 4 января 1906 г.) читаем: «По мнению Шаляпина, музыка „Скупого рыцаря" написана как бы не на самый текст пушкинских сцен, а лишь на общие настроения отдельных картин этой драмы. Отсюда несоответствие и недочеты». Шаляпин считал партию Барона инструментальной, а не вокальной. Позднее он исполнил монолог Барона в концерте (1907), и критика снова подчеркнула блистательный симфонизм музыки, указав на то, что «даже удивительный трагический талант Шаляпина оказался не в состоянии сделать [из партии] что-либо яркое и проникающее в душу». Эту точку зрения разделял С. Кругликов, писавший: «Рахманинов как ни стремился к „Каменному гостю", а Даргомыжским не стал. Слишком он для того инструменталист... Певучий речитатив Даргомыжского настолько часто приближается к настоящей мелодии, настолько заключает в самом своем музыкальном существе мелодическое значение, что если даже его отделить от текста, с которым он так органически сросся, то он все-таки не утонет среди волн аккомпанирующего оркестра... на себя обратит главное внимание. У Рахманинова иначе... Оркестр главное. И сам оркестр сложнее». Однако о «Скупом рыцаре» высказывались и противоположные мнения, особенно в более поздние годы.

Партию Барона исполнял талантливый певец и актер Г. Бакланов. Едва ли не лучшим исполнителем этой партии явился П. Журавленке (Петроград, Театр комической оперы, 20 мая 1921 г.). Можно отметить постановку в г. Горьком в 1943 г. (премьера — 24 марта) под управлением И. Зака, режиссер Б. Покровский, а также в Большом театре в 1994-м. В 2004 г. опера была исполнена на Глайндборнском фестивале (дирижер В. Юровский).

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова