Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Верди «Сицилийская вечерня»

I vespri siciliani

12.01.2011 в 14:15.

Франческо Хайес (Francesco Hayez). Сицилийская вечерня

СИЦИЛИЙСКАЯ ВЕЧЕРНЯ (Les vepres siciliennes) — опера Дж. Верди в 5 д., французское либретто Э. Скриба и Ш. Дюверье. Премьера: Париж, Императорская академия музыки, 13 июня 1855 г.

Произведение создавалось для Парижа и должно было носить черты «большой оперы» — яркого зрелища эффектно-мелодраматического характера, с процессиями и сражениями, с участием большого хора. Эта жанровая разновидность, созданная Мейербером и Скрибом, сохранилась вплоть до 50-х гг. XIX в., хотя и утратила к тому времени главенствующую роль. Для Верди она была чуждой. Отсюда его конфликты с либреттистом, неудовлетворенность работой. Конечно, «Сицилийская вечерня» не стала повторением мейерберовского оперного типа. Она органически связана с принципами вердиевской героической драматургии.

В основе действия — подлинные исторические события 30 марта 1282 г., когда в Сицилии вспыхнуло восстание против французских захватчиков. Заговор возглавлял Джованни Прочида. Жители Палермо перебили оккупантов. Вслед за ними восстали и мессинцы. Как обычно, исторические события для Скриба — только фон для личной драмы вымышленных героев. Верди, еще не зная либретто, полагал, что для оперы, которую предстояло показать в Париже, следовало избрать иной сюжет, и опасался, что Скриб извратит мотивы поведения Прочиды, принизит образы восставших, не оттенит их патриотизм. Так и произошло. Скриб не затруднял себя долгой работой. Он попросту видоизменил свое либретто «Герцог Альба», сочиненное за много лет перед тем для Доницетти, перенес действие из Фландрии в Сицилию и переделал имена. Многое в тексте и сценарии оттолкнуло Верди, и прежде всего искажение роли восставших итальянцев. История создания и постановки оперы — цепь конфликтов между великим композитором-патриотом и талантливым литературным предпринимателем.

В письме к директору Императорской академии музыки Л. Ф. Кронье композитор указывал, что его смущает слабая драматургия либретто, особенно последнего действия, не дающего развязки, и прежде всего характер текста: «Я рассчитывал на то, что г. Скриб сумеет изменить — как он обещал мне это с самого начала — все, что в либретто затрагивает честь итальянцев. Чем больше я задумываюсь над этим сюжетом, тем больше убеждаюсь в том, что он опасен: он задевает французов, ибо их убивают; он задевает итальянцев, ибо г. Скриб, исказив исторический характер Прочиды, сделал из него (по излюбленной г. Скрибом системе) обычного заговорщика с неизбежным кинжалом в руке. Боже мой! В истории каждого народа встречаются подвиги и преступления, и мы, право, не хуже других. Во всяком случае, я прежде всего итальянец, и, чего бы это ни стоило, я никогда не стану участвовать в оскорблении, наносимом моей стране».

В центре либретто стоит не драма угнетенного народа, а личная, и к тому же искусственно построенная ситуация — драма отца и сына, оказавшихся врагами. Француз Ги де Монфор, губернатор Сицилии, неожиданно узнает, что молодой сицилиец бунтарь Арриго — его сын. Тиран и палач Сицилии становится нежным отцом, готовым помиловать всех, кто восставал против него, за ласковое слово сына. У Арриго ненависть к тирану отступает перед любовью к отцу — он спасает Монфора, тем самым предавая вчерашних соратников. События «Сицилийской вечерни» также оказываются причинно связанными с личной драмой Арриго и любовью его к герцогине Елене. Зритель призван сочувствовать страданиям Монфора, Елены, любящей человека, который ради отца изменил отчизне, и, наконец, самого Арриго. Чисто служебная роль отведена Прочиде — вождю восстания.

Верди переосмыслил действие и средствами музыкальной драматургии выдвинул в качестве основного героический образ Прочиды. Страстная, порывистая, полная энергии и силы музыка сломила каноны «большой оперы», превратив эффектное зрелище в драму. Композитор усиливает, а по существу — создает образ народа, выводя действие за пределы личного конфликта. Мастерски пользуется он приемами контраста. Правдиво воплощена раздвоенность мыслей и чувств Арриго и Елены. Сцена в тюрьме, когда Арриго пытается спасти жизнь Елене и Прочиде, принадлежит к лучшим в опере. К сожалению, наряду с этим есть моменты слабые, условно драматические. Уступкой вкусу парижан явилось введение балета.

Опера создавалась трудно, не менее трудно шли репетиции. Спектакль, приуроченный к открытию Всемирной выставки, выдержал 62 представления. Известный отход композитора от принципов, которым он следовал в ранних произведениях, помешал, однако, полному признанию «Сицилийской вечерни» на его родине. В Италии во избежание цензурного запрета название было изменено на «Джованну ди Гусман», действие перенесено в Португалию, французы заменены испанцами. Спектакль в Парме в том же 1855 г. прошел без особого успеха. Только в 1861 г., после объединения страны, опера была показана в подлинном виде.

В России она исполнялась итальянской труппой под названием «Джиованна ди Гусман» (1857). На русской сцене до революции 1917 г. «Сицилийская вечерня» не шла, фактически она была открыта заново лишь в XX в. К сожалению, чаще всего эту оперу Верди подвергали переделкам. На русской сцене впервые ее представил 29 июля 1952 г. ленинградский Малый оперный театр под управлением Э. Грикурова (перевод и редакция С. Левика); V д. было сокращено.

Наиболее интересные постановки последних десятилетий: 1970 г., Милан, театр «Ла Скала» (Р. Скотто — Елена, Дж. Раймонди — Арриго, П. Каппуччилли — Монфор, Р. Раймонди — Прочида); 1993 г., Сан-Франциско (под управлением Ч. Маккераса; К. Ванесс — Елена).

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова