Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Штрауса «Саломея»

Salome

12.01.2011 в 15:09.

Рихард Штраус / Richard Strauss

Одноактная музыкальная драма по одноименной драме О. Уайльда, немецкий перевод Х. Лахман.
Первая постановка: Дрезден, Придворная опера, 9 декабря 1905 года.

Действующие лица:

Ирод (тенор), Иродиада (меццо-сопрано), Саломея (сопрано), Иоанн (баритон), Нарработ (тенор), паж Иродиады (контральто), пять иудеев (четыре тенора и бас), два солдата (басы), два назарея (тенор и бас), человек из Каппадокии (бас), раб.

Действие происходит в Иерусалиме в царствование Ирода.

Терраса, ведущая в пиршественный зал царского дворца. Вечер. Начальник стражи Нарработ восхищается красотой юной царевны Саломеи, дочери Иродиады. Напрасно паж царицы призывает его обратить внимание на зловещий узор луны. Внезапно из подземелья доносится голос. Это пророк Иоанн возвещает о том, кто придет вслед за ним («Nach mir wird einer kommen»; «После меня другой грядет»). Покинув зал, Саломея выходит на террасу: тетрарх Галилеи Ирод, муж ее матери, слишком пылко смотрел на нее («Ich will nicht bleiben»; «Не хочу оставаться»). Снова слышен голос Иоанна. Саломея хочет взглянуть на него. Она нежно просит об этом у Нарработа. Иоанн обвиняет Иродиаду в том, что она погрязла в роскоши и пороках, меняя мужей («Wo ist er?»; «Где он?»). Саломею пугают его слова и взор. Но тело его сияет, непорочное, холодное, как слоновая кость, оно влечет Саломею («Iochanaan! Ich bin verliebt in deinen Leib»; «Иоанн! Я влюблена в твое тело»). Она хочет обнять его, Нарработ пытается удержать ее и случайно пронзает себя ножом. Саломею эта смерть нисколько не трогает, она хочет поцеловать Иоанна. Пророк с гневом отталкивает ее и призывает покаяться у того, кто проповедует в Галилее («Tochter der Unzucht!»; «Дщерь порока»).

Волнение Саломеи изображается в симфонической интерлюдии. Из зала выходят Ирод, Иродиада, иудеи и назареи. Иродиада упрекает мужа в том, что он слишком часто смотрит на Саломею. Ирод велит убрать тело Нарработа, его охватывают дурные предчувствия («Wo ist Salome?»; «Es ist kalt hier»; «Где Саломея?», «Как холодно здесь»). Он приглашает падчерицу выпить с ним вина. Но она не хочет садиться рядом с тетрархом. Из подземелья вновь раздаются грозные пророчества Иоанна. Иродиада просит мужа выдать его иудеям, но Ирод считает Иоанна святым. Два назарея обсуждают явление Мессии («Das kann nicht sein»; «Это невозможно»). Ирод хочет, чтобы Саломея сплясала, он готов отдать ей полцарства («Und war's die Halfte meines Konigsreichs»; «Тебе отдам полцарства»). Саломея, несмотря на неудовольствие матери, соглашается плясать перед ним.

Музыканты играют. Саломея начинает плясать сперва томно, затем все с большей страстью. Ирод в восторге, пусть она просит, чего желает. Саломея требует голову пророка Иоанна на серебряном блюде. Ирод поражен. Он предлагает ей взамен любые драгоценности вплоть до иудейских святынь: иудеи в ужасе («Salome, ich beschwore dich»; «Саломея, заклинаю тебя»). Но Саломея стоит на своем, семь раз она отвергает дары Ирода. Иродиада берет сторону дочери: Ирод должен исполнить обещание. Царь приказывает сделать то, что просит Саломея. В подземелье спускается палач. Саломея настороженно вслушивается в то, что происходит внизу («Es ist kein Laut zu vernehmen»; «Не слышно шума»). Наконец из входа в подземелье появляется голова Иоанна на серебряном блюде. Саломея жадно смотрит на нее. Ирод закрывает глаза. Назареи в ужасе молятся. Глядя на голову Иоанна, Саломея произносит длинный монолог о любви и смерти («Ah! Du wolltest mich nicht»; «Ах, ты не захотел»). Черная туча покрывает луну, и наступает мрак. Саломея славит вкус крови, вкус любви — она поцеловала голову Иоанна. Тучи рассеиваются, и сноп лунного света освещает ее, простертую на земле и припавшую к голове Иоанна. Ирод приказывает глухим голосом: «Раздавите это чудовище». Солдаты убивают Саломею, раздавив ее своими щитами.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


САЛОМЕЯ (Salome) — музыкальная драма Р. Штрауса в 1 д. по одноименной драме О. Уайльда в переводе X. Лахман. Премьера: Дрезден, 9 декабря 1905 г., под управлением Э. фон Шуха.

Постановка «Саломеи» явилась крупным событием в истории немецкой и мировой оперы. Произведение это, объявленное певцами неисполнимым и безнравственным (первая исполнительница главной роли, артистка М. Виттих, вначале заявила: «Я не буду этого петь, я порядочная женщина»), вызвавшее резко противоположные оценки критики, впоследствии завоевало успех и утвердилось в репертуаре.

Истоки замысла «Саломеи» связаны с поисками выхода из сферы вагнеровских идей и средств выражения. Произведение Штрауса во многом отличается от жестокой, болезненной драмы О. Уайльда, оно эмоциональнее, глубже и полнокровнее. Опера написана на несколько сокращенный немецкий перевод пьесы (впоследствии Штраус приспособил музыку к оригиналу, написанному по-французски). Опираясь на прозаический текст, композитор стремился передать интонации речи. Реалистические и даже натуралистические тенденции у него соседствуют с экспрессивными. Не ослабляя роли оркестра (партитура рассчитана на 103 участника), Штраус не подчиняет ему голос; пению принадлежит ведущее место. Позднее композитор еще более усилил его роль, произведя ретушь инструментовки и разрядив напряжение партии Саломеи.

Содержание оперы, действие которой относится к библейским временам, таково: Ирод, наместник Иудеи, воспылал страстью к Саломее, дочери его жены от первого брака. Он просит ее плясать для него. Саломея, испытывающая чувственное влечение к христианскому пророку Иоканаану, отвергшему ее любовь, соглашается выполнить желание отчима, но требует взамен отрубленную голову пророка. В порыве исступленной страсти она целует голову, и Ирод в ужасе велит воинам убить Саломею.

Пьеса Уайльда, посвященная С. Бернар, нелегко преодолела противодействие цензуры. Ее неоднократно запрещали к постановке. Еще большее противодействие вызвала опера Р. Штрауса. На русской сцене она была впервые представлена после Октябрьской революции (когда отпало цензурное запрещение, тяготевшее над пьесой) в Ленинграде 6 июня 1924 г. в Театре оперы и балета под управлением В. Дранишникова (В. Павловская — Саломея, И. Ершов — Ирод). Позднее она шла на сцене оперного театра Латвии (Ж. Гейне-Вагнер — Саломея, А. Фринберг — Ирод).

«Саломея» — одна из самых популярных опер Р. Штрауса. Наиболее интересные постановки конца XX в.: на фестивале в Сполетто (1961, режиссер Л. Висконти), Мюнхене (1977, К. Армстронг — Саломея), Милане (1987, режиссер Р. Уилсон), Зальцбурге (1992, режиссер Л. Бонди), Лондоне (1996, режиссер Л. Бонди), Петербурге (2000, Мариинский театр, дирижер В. Гергиев, режиссер Д. Фримен), Нью-Йорке (дирижер В. Гергиев, режиссер Ю. Флимм). Среди лучших исполнителей заглавной партии — Л. Велич, И. Борк, Г. Бамбри, Б. Нильсон и Л. Ризанек.

В 1976 г. в Германии на основе оперы был снят телефильм.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова