Чайковский. Симфония No. 6 («Патетическая»)

Symphony No. 6 (h-moll), Op. 74, «Pathétique»

11.03.2011 в 21:07.
Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky

Еще в пору работы над Симфонией №5 П. И. Чайковский ощущал усталость, отсутствие «прежней легкости», заставившее его заподозрить, «не иссяк ли источник». В последующие годы он продолжает задумываться о завершении композиторской деятельности и хочет создать «какую-нибудь грандиозную симфонию», которая могла бы стать достойным финалом его творческого пути.

Замысел начинает обретать конкретные очертания в 1891 году. «Жизнь» – такое заглавие Петр Ильич планирует дать новой симфонии. Он разработал словесную программу четырех частей, первая из которых должна была воплощать порыв жизни и жажду деятельности, вторая – любовь, третья – разочарование, четвертая – замирание. Работа над симфонией, начатая в 1892 году, шла нелегко: почти закончив произведение, автор остался недоволен написанным и уничтожил партитуру.

В 1893 году П. И. Чайковский вновь задумывается о создании симфонии, но на этот раз предпочитает, чтобы программа «осталась для всех загадкой», он лишь признается, что плакал, работая над ней. Симфонию № 6 П. И. Чайковский начал создавать в августе 1893 года. Работу неоднократно приходилось прерывать ради концертов, поездок, корректуры или создания других произведений. В августе симфония была завершена.

Первая часть – Adagio. Allegro non troppo – начинается медленным, мрачным вступлением. «Вопрошающая» тема словно поднимается из темных глубин. В главной партии тот же мотив – в высоком регистре, в быстром темпе – становится страстным и смятенным. Побочная партия, проводимая скрипками – одна из прекраснейших мелодий П. И. Чайковского – заставляет вспомнить о первоначальном замысле композитора, связанном с образами жизни и любви. Этому вдохновенному, светлому «гимну жизни» контрастирует разработка, в которой разворачивается жестокая борьба. Как символ обреченности, вторгается в нее мотив «Со святыми упокой». Драматическое развитие продолжается в репризе, которая завершается постепенно «уходящей», затихающей побочной партией.

Вторая часть – Allegro con grazia – представляет собой вальс. Мелодия кажется изящной и даже светлой, но вальс этот необычен своим размером – не три четверти, а пять, что придает оттенок некоторой ирреальности. Печальный средний раздел возвращает к образному строю первой части.

Третья часть – Allegro molto vivace – сочетает черты скерцо и марша, поначалу причудливого, затем – сурового и тяжелого.

Финал – Adagio lamentoso. Andante – первоначально мыслился композитором как траурный марш, но в конечном итоге сопоставление двух маршей показалось П. И. Чайковскому неудачной идеей, и заключительная часть симфонии стала скорбным монологом. И главная ее партия, и побочная «вырастают» из побочной партии первой части, но образный строй их становится прямо противоположным: любое стремление к идеалу обречено, надежды нет.

Премьера Симфонии №6 состоялась в феврале 1893 года в Петербурге, дирижировал сам П. И. Чайковский. По словам композитора, публике симфония «не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение». Успех пришел к произведению уже после смерти композитора, когда симфония прозвучала под управлением Э. Направника.

Записи

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова