Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Дворжака «Русалка»

Rusalka

12.01.2011 в 14:46.

Антонин Дворжак (Antonín Dvořák)

Опера чешского композитора Дворжака (1901, Прага), в трех действиях. Либретто Я. Квапила.

Главные персонажи: Русалка (сопрано), Водяной (бас), Колдунья (меццо-сопрано), Принц (тенор), Чужеземная княжна (сопрано).

Сказочная страна. Обитательница лесного озера Русалка полюбила прекрасного Принца и рассказывает о своем возлюбленном Водяному. Русалка хочет принять образ земной девушки. Водяной говорит, что в этом может ей помочь только старая Колдунья. Но к ней опасно обращаться. Забыв предупреждения Водяного, Русалка умоляет Колдунью превратить ее в девушку. Та соглашается, но с условием, что Русалка будет немой. А если не сумеет удержать возле себя Принца, то, превратившись в блуждающий огонек, погибнет сама и погубит возлюбленного.

Принц, увидев у озера прекрасную незнакомку, влюбляется в нее. Но недолго счастлива Русалка. Ветреному Принцу наскучила немая девушка, и он увлекается Чужеземной княжной. Покинутая Русалка возвращается к озеру. Сбывается предсказание Колдуньи, и она превращается в блуждающий огонек.

Тем временем Принц тоскует по брошенной им Русалке. Он приходит к озеру. Блуждающий огонек выплывает ему навстречу. Принц хочет поцеловать Русалку, но та предупреждает, что этого делать нельзя. Несмотря на это, Принц заключает Русалку в объятия и вместе с ней погружается на дно озера.

Е. Цодоков


РУСАЛКА / Любовь русалки / Большая любовь (Rusalka) — лирическая сказка А. Дворжака в 3 д., либретто Я. Квапила по мотивам народных легенд. Премьера: Прага, 31 марта 1901 г. Впервые на русском языке (под названием «Любовь русалки»): Харьков, 10 января 1954 г.; затем — Ленинград, Театр им. Кирова, 28 апреля 1959 г. (под названием «Большая любовь», дирижер 3. Халабала).

Тема любви русалки к человеку — одна из излюбленных в романтическом искусстве. Что этот сюжет способен волновать и современного художника, свидетельствует драма французского писателя Ж. Жироду «Ундина». Опера Дворжака ближе всего к сказке X. К. Андерсена «Маленькая русалочка», а по поэтической проникновенности музыки — к операм-сказкам Римского-Корсакова, и прежде всего к "Снегурочке".

Музыка «Русалки» пронизана чешским национальным духом. Фантастические персонажи — Водяной, Баба-яга — олицетворяют силы природы, добрые и злые, в зависимости от того, как относится к природе человек. Музыка овеяна высокой поэзией, вдохновенным лиризмом, исполнена глубокого драматизма. Русалка, полюбившая принца и превращенная ценой утраты речи в человека, брошенная возлюбленным и снова вернувшаяся к обитателям реки, воплощает все лучшее и благородное, что есть в природе. Принц, изменивший Русалке, изменяет себе и потому не может дольше жить. Поцелуй русалки убивает его: так мстит природа человеку за предательство.

В опере Дворжака широко использована система лейтмотивов. «Русалка» — произведение высоко самобытное и оригинальное, пленяющее щедрой мелодичностью и поэтическим строем образов.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова