Мои друзья и я. Сергей Прокофьев (продолжение)

Глава №60 книги «Франсис Пуленк: Я и мои друзья»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

С. О. — Ваша экономка в Нуазе рассказывала мне об этой встрече. Она сказала: «Я никогда не понимала, как можно любить эту штуку, такую дорогую и такую невкусную!»

Ф. П.— Она не любила икру?

С. О. — Не любила.

Ф. П. — Бог свидетель, до чего же велика была эта банка. Там хватало икры не только для стола, но и для кухни!

С О. — Поговорим теперь о пианисте ... потому что независимо от карьеры композитора Прокофьев выступал как виртуоз в Европе, в Америке и в России. Поскольку Вы превосходно знали его безупречную технику, как Вы могли бы охарактеризовать игру Прокофьева?

Ф. П. — О! Игра Прокофьева!!! Это было прекрасно! Я восхищался игрой Прокофьева. Она немного напоминала игру Альфреда Казеллы. Рука вплотную к клавиатуре, необыкновенно сильная, твердая кисть, дивное стаккато. Знаете, он очень редко применял удар сверху, он был не из тех пианистов, которые как будто бросаются с пятого этажа, чтобы извлечь звук. У него была рука, мощная и гибкая, как сталь, которая давала ему возможность при игре «от клавиатуры» достигать звучности редкой силы и наполненности, и потом — и это я рекомендую всем исполнителям Прокофьева — темп он не менял никогда, никогда. Я имел честь аккомпанировать ему все его концерты, до его отъезда в Америку, я репетировал с ним даже его Первый, который у нас никогда не играют, хотя он очень красив, его записал на пластинку Рихтер. Я аккомпанировал и его Второй, конечно, и Третий, и Пятый. Мы репетировали в зале Гаво. Это было в июне мы начинали, сняв риджаки, в рубашках ... затем снимали рубашки ... и в конце концов оказывались голыми до пояса,.. как в Довиле. Ритм Прокофьева — ритм неумолимый, и, случалось, в Пятом концерте, там есть очень трудные пассажи, я говорил Сержу: «Ну, здесь весь оркестр, я делаю все, что могу». Он мне отвечал: «Мне все равно, только не замедляйте движение ...»

С. О. — Движение .., вечное движение ...

Ф. П. — Ровное движение ...ровное движение и без изменения. Кстати, есть одна замечательная пластинка — задись Третьего концерта для рояля с оркестром в исполнении Прокофьева; с нее сделали перепечатку для «Записей прославленных исполнителей». Я имел честь представить эту пластинку публике, и я написал: «Это было неукротимое движение».

С. О. — Но давайте вернемся к композитору. Клод Манюэль заявляет, что «Прокофьев, которого называют то революционером в музыке, то неоклассиком, сумел наполнить традиционные формы романтическими звучаниями и современным языком, создав стиль, присущий ему одному». Что Вы думаете об этом определении?

Ф. П. — Определить стиль Прокофьева ... Стравинский — выдающийся новатор, а Прокофьев не был новатором, но что из того? Шуберт тоже не был новатором ... Музыка бы не изменилась, если бы Шуберт не существовал ... понимаете? Можно быть великим музыкантом и не быть новатором .... И вместе с тем Прокофьев оказывал влияние ... Я сам испытал его в некоторых частностях.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова