Мои друзья и я. Мануэль де Фалья (продолжение)

Глава №47 книги «Франсис Пуленк: Я и мои друзья»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

С. О. — Скажите, Франсис, Дебюсси навещал Мануэля де Фалью в Испании?

Ф. П. — О нет, вовсе нет. Я не думаю, чтобы Дебюсси когда-либо заезжал в Испанию дальше Сан-Себастьяна. Он угадывал Испанию своим гениальным чутьем, а также благодаря знакомству с Альбенисом, которым он восхищался. Ведь во времена Дебюсси совсем не было записей фольклора на пластинках и очень мало фольклорных публикаций. Но Дебюсси «чуял» и угадывал Испанию. Так, «Ворота Альгамбры», прелюдию для фортепиано, он сочинил, получив иллюстрированную почтовую открытку, которую Фалья послал ему из Гренады.

С. О. — Какое чувство обобщения! Это то, в чем узнается гениальность.

Ф. П. — Да, это несомненно гениальность.

С. О. — А скажите, какому произведению Мануэля де Фальи Вы отдаете предпочтение?

Ф. П. — Без всякого сомнения, «Балаганчику», который я считаю дивным шедевром. Я не знаю, смогу ли я хорошо объяснить, но я хотел бы сказать о нем немного с чисто технической стороны. Благодаря своей специфичной форме, которая не является ни формой кантаты, ни оратории, ни оперы, «Балаганчик» мне всегда представляется явлением музыкального искусства, подобным шедеврам ювелирного искусства Ренессанса, где драгоценные камни как будто в беспорядке, но так талантливо вставлены в чудесную оправу. Действительно, форма «Балаганчика» причудлива. Это — чередование коротких эпи зодов, перемежающихся речитативами, и все произведение завершается длинной арией Дон Кихота. На первый взгляд это может показаться недостаточно цельным, однако этого нет и в помине: в композиции этого шедевра присутствует скрытая архитектоника. Чувством формы,: главенствующим в произведениях Равеля или Бартока, Фалья вообще не обладал. С этой точки зрения любопытно сравнить вакханалию, которой завершается «Дафнис и Хлоя», с финалом «Треуголки». У Равеля музыка великолепно развивается, у Фалья она топчется на месте,: что, впрочем, не имеет никакого значения, поскольку речь идет об испанском танце.

С. О. — Действительно. Ведь здесь в общем — сапатеадо!.

Ф.П. — И посмотрите — например, «Бетическую фантазию» для фортепиано, которую очень редко исполняют. Она великолепно написана для рояля, но ее не играют потому,, что музыка в ней крутится все время на одном месте, в то время как, например, в пьесах «Иберии» Альбениса музыка устремляется от рояля в самую глубину зала. Видите ли, что гениально в «Балаганчике» — это то, как Фалья в музыке передал роль «поясняющего», то есть мальчика, который разъясняет представление. Фалья доверил эту роль детскому голосу или, при необходимости замены — крикливому, высокому сопрано. Известно, какой эпизод у Сервантеса вдохновил Фалью. Дон Кихот остановился однажды вечером в трактире, на постоялом дворе, где после ужина кукольник с марионетками дает представление. Разыгрывают историю Мелисандры, вырванной из рук мавров Роландом, племянником Карла Великого. Мальчик объясняет, что будет представлено в каждой картине. В конце, когда мавры бросились преследовать беглецов, Дон Кихот ринулся на них и своей шпагой поломал всех марионеток. По правде говоря, сценическое воплощение этого произведения почти невозможно, потому что оно было предназначено для салона княгини де Полиньяк и не годится для более обширного по площади помещения. Им следовало бы наслаждаться в концертном исполнении, там оно прозвучит поистине прекрасно. Оркестровка чудесная, и главная особенность ее в том, что Фалья здесь впервые соединил клавесин с современным оркестром. При первом его исполнении у княгини де Полиньяк «Балаганчик» сыграли прекрасно. Это понятно, ведь партию клавесина исполняла Ванда Ландовска.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова