Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Цезаря Кюи «Кавказский пленник»

29.05.2011 в 18:53.

КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК — опера Ц. Кюи в 3 д., либретто В. Крылова по одноименной поэме А. Пушкина. Сочинена в 1857-1858 гг., переработана автором в 1881-1882-м. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 4 февраля 1883 г., под управлением Э. Направника. В 1885 г. были дописаны новые сцены; премьера новой редакции (на французском языке): Льеж, 1 января 1886 г.

«Кавказский пленник» был задуман и написан в годы юности композитора, переработан в пору зрелости, но автор ничего не изменил в структуре музыки, ограничившись добавлением нового II д. По сюжету опера довольно далека от поэмы. Автор либретто и композитор ввели ряд сцен, отсутствующих у Пушкина, и придали действию совершенно другой характер.

Дочь Казенбека Фатима, повинуясь воле отца, готовится к свадьбе с нелюбимым ею горцем Абубекером. Тем временем Абубекер приводит в аул захваченного им русского Пленника. Фатима полна сострадания к нему — ночью приносит пищу и успокаивает его тревоги. Горцы собираются выступить в поход, чтобы отразить нападение русского отряда. Мулла узнает тайну Фатимы и сообщает о ней Казенбеку; тот решает казнить русского. Приближается день свадьбы Фатимы. Она освобождает Пленника от цепей, а тот признается ей, что любит другую. Горцы хотят убить Фатиму за помощь Пленнику, но она кончает жизнь самоубийством.

Музыкальный язык оперы лишен национального колорита, за исключением танцев III д. Преобладает нейтральный лиризм несколько пассивного склада. Среди лучших страниц оперы — женский хор II д., рассказ муллы о любви Фатимы к Пленнику и черкесская песня.

Из немногочисленных постановок «Кавказского пленника» следует отметить кроме петербургской и льежской (1886) киевскую (1887), спектакли русского Оперного товарищества в Петербурге (1893), Московской русской частной оперы (1899), постановку Мариинского театра (1907), в которой участвовали В. Куза, А. Лабинский, К. Серебряков, и в особенности спектакль московского Большого театра (1909), в котором роль Пленника исполнял Л. Собинов, сообщивший образу черты драматизма и психологической значительности.

А. Гозенпуд


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова