Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Арий Пазовский (Ariy Pazovsky)

04.12.2010 в 13:36.

Арий Моисеевич Пазовский / Ariy Pazovsky

Народный артист СССР (1940). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1942, 1943). В 1904 окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки у Л. С. Ауэра. Выступал как скрипач-солист. В 1905 дебютировал как дирижёр в оперном театре Екатеринбурга (Свердловска), где был до этого хормейстером и помощником дирижёра. Работал дирижёром оперных театров Перми, Казани, Саратова, Минска (1905-08), Оперного театра С. И. Зимина в Москве (1908-10), театров Харькова, Одессы, Киева, Тбилиси (1910-16), оперной труппы петроградского Народного дома (1916-18), где имел возможность близко познакомиться с исполнительским искусством Ф. И. Шаляпина.

После Великой Oктябрьской социалистической революции деятельность Пазовского была связана с советским музыкальным театром. В 1918 дирижёр и в 1936-43 художественный руководитель и главный дирижёр Ленинградского театра оперы и балета (Мариинский театр). В 1923-24 и в 1925-28 дирижёр, а в 1943-48 художеств. руководитель и главный дирижёр Большого театра. В 1929-36 возглавлял оперные театры Баку, Свердловска, Харькова, Киева.

Пазовский — один из выдающихся оперных дирижёров 1-й половины 20 века. Основу его репертуара составляли оперы русских композиторов-классиков. Пазовский осуществил также ряд постановок опер советских композиторов. Поставил в Ленинградском театре оперы и балета оперы "Сказка о царе Салтане" (1937); "Броненосец "Потёмкин"" Чишко (1937), "Кармен" (1938), "Иван Сусанин" (1939; Гос. пр. СССР, 1942), "Чародейка" (1941; Гос. пр. СССР, 1941); "Емельян Пугачёв" Коваля (1942; Гос. пр. СССР, 1943), "Ночь перед Рождеством" (1943); в Большом т-ре - оперы "Фауст" (1924), "Валькирия" (1925), "Борис Годунов" (1927), "Иван Сусанин" (1945).

Деятельность Пазовского способствовала творческому росту многих оперных театров СССР; он воспитал плеяду выдающихся оперных певцов. Как художник и организатор отличался бескомпромиссностью, требовательностью. Его спектакли были отмечены тонким вкусом, высоким мастерством оперного ансамбля, ритмической дисциплиной, тонкой отделкой деталей.

Автор книги "Записки дирижёра" (М., 1966, 1968), принадлежащей к числу наиболее значительных работ в области теории и практики оперного исполнительства; глава из этого труда под названием "Дирижёр и певец" в 1959 вышла отдельным изданием.

Литература: Памяти А. М. Пазовского, "СМ", 1953, No 3; Коваль М., Выдающийся дирижёр, там же, 1953, No 11; Богданов-Березовский В., Ленинградский гос. академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л. - М., 1959, с. 163-67.

Е. Я. Рацер


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова