Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Пауза

12.01.2011 в 15:14.

О различных звуках, о свойствах музыкального звука вы, наверное, многое прочли на страницах этой книжки. Однако музыка, музыкальные произведения состоят не только из звуков. Очень важной их частью являются паузы.

Греческое «pausis» означает прекращение, перерыв. Так называется временное молчание, прекращение звучания, возникающее между частями произведения, между разделами внутри одной части, или в каком-то элементе музыкальной ткани. Например, в партии одного или нескольких инструментов в оркестровом произведении; в партии певца или, напротив, в аккомпанементе романса или песни; в одном из голосов полифонического произведения и т. п.

Как и длительность звуков, длительность пауз измеряется и изображается в нотах условными значками:

ПАУЗА

Так же, как у ноты, точка справа от значка паузы увеличивает ее длительность в полтора раза. Если пауза длится больше одного такта, над ним ставится соответствующая цифра, например:

ПАУЗА

Одновременная пауза всех участников ансамбля или оркестра продолжительностью не менее целого такта называется генеральной паузой и обозначается сокращенно латинскими буквами G. р.

Л. В. Михеева


Это одно из тех слов, которые употребляются довольно широко. По-гречески pausis означает перерыв, остановку. Что же касается музыки, то в ней этот перерыв или остановка происходит в строго определенных моментах и на строго определенное время. Паузы не менее важны, чем звуки. Пауза, сделанная не там, где надо, или не сделанная там, где надо, - производит такой же эффект, как ноль в математике, стоящий не на своем месте, - это грубая ошибка. Владение паузой - это тоже искусство. У вдохновенного исполнителя она полна выразительности и смысла.

В одноголосной музыке паузы обычно небольшие, они необходимы для того, чтобы взять дыхание или отделить фразы.

Иное дело в многоголосии. Здесь отдельные голоса много и часто паузируют, чтобы, предоставляя слово другим, дать возможность высказаться всем. К сожалению, многие немузыканты думают, что, у кого из оркестрантов много пауз, тот меньше трудится. При этом они не понимают, что паузы надо точно считать, чтобы потом вовремя вступить.

В русской антикрепостнической литературе середины XIX века описан такой эпизод.

"Г-жа Б. отпустила на несколько месяцев своего капельмейстера, и, чтобы музыканты не теряли времени, она приказала своему управляющему, не знавшему ни одной ноты, присутствовать на репетициях и при упражнениях музыкантов. Иван принялся за обязанности капельмейстера. Он строгим взглядом окинул оркестр и увидал, что первый бас положил смычек и не играет. Капельмейстер, взбешенный ничегонеделанием музыканта, избил его своею дирижерской палкой. (Дирижерские палки XIX века — это совсем не тоненькие указочки, которые можно видеть сейчас. Это были весьма внушительные жезлы. — М. Р.). Несчастный бас уже после играл не переставая и не обращая внимания на паузы. А Иван оставался очень доволен своим талантом дирижера".

Конечно, не все, что связано с паузами, так трагикомично, как этот эпизод, но пауза - это важный знак нотного текста и относиться к ней надо серьезно.

М. Г. Рыцарева


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова