Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Василий Пашкевич (Vasily Pashkevich)

04.12.2010 в 13:35.

Русский композитор, скрипач, дирижёр. С 1756 пел в придв. хоре, где, вероятно, и получил муз. образование. С 1763 скрипач оркестра бальной музыки в Петербурге, позже — первого придв. оркестра. Получив в 1783 звание камер-музыканта, был назначен на должность концертмейстера оркестра бальной музыки, имел также титул «большого певчего» Придв. капеллы (исполнял обязанности учителя пения и помощника регента). В 1773-74 состоял учителем пения в Академии художеств, в 1780-83 руководил оркестром «Вольного российского театра» К. Книпера. В 1796 уволен в отставку без назначения пенсии. П.- один из крупнейших рус. композиторов 18 в., его творчество сыграло большую роль в формировании и развитии рус. нац. оперы. Написал оперы «Несчастье от кареты» (1779), «Скупой» (ок. 1782; обе на либр. Я. Б. Княжнина), «Тунисский паша» (1783, либр. М. А. Матинского), «Февей» (1786, либр. Екатерины II), «Федул с детьми» (1791, совм. с В. Мартин-и-Солером, либр. её же), «Санктпетербургский гостиный двор, или Как поживёшь, так и прослывёшь» (2-я ред., 1792, либр. Матинского, к-рому без оснований приписывалась и музыка несохранившейся 1-й ред., 1782). Совм. с Дж. Сарти и К. Каноббио П. создал музыку к пьесе Екатерины II «Начальное управление Олега» (1790). Писал также церк. музыку (его 5 хор. концертов, указанные в каталогах муз. изд-в Г. Н. Рейнсдорпа и К. Ленгольда, А. Карцелли, не сохранились).

Композитору присущи мелодич. изобретательность, дар метких и острых характеристик, мастерство ансамблевого письма. Удачно воспроизводя в вок. партиях речевые интонации, П. предвосхитил принципы, характерные впоследствии для творч. метода А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского. Ему удавалось достигнуть реалистич. обрисовки персонажей и жанрового фона действия. Уникальными для своего времени были большой монолог Скрягина из оперы «Скупой», основанный на аккомпанированном речитативе, секстет из оперы «Как поживёшь, так и прослывёшь», построенный на выкриках торговцев, расхваливающих свой товар. В сцене девичника из той же оперы, нек-рых сценах «Февея», в музыке к «Начальному управлению Олега» П. чутко воссоздаёт мелодич. строй рус. нар. песни. Важную драматургич. роль выполняет тщательно разработанная, подвижная орк. фактура. Среди опер П. выделяется «Несчастье от кареты», приближающаяся по характеру к чувствит. драме. Но дарованию композитора ближе сфера комедийных образов, иногда граничащих с пародией, гротеском. Лучшие из опер П. пользовались большой популярностью, они шли на сценах мн. городов России до сер. 19 в.

Издания сочинений: «Февей», клавир, перелож. И. Прача, СПБ, 1789 (переизд. П. И. Юргенсоном, 1895), «Начальное управление Олега», партитура, СПБ, 1791 (клавир изд. П. И. Юргенсоном, 1895), «Федул с детьми», клавир, СПБ, 1895, «Скупой», партитура, перелож. для фп. и исследование Е. Левашева, в серии: Памятники русского музыкального искусства, вып. 4, М., 1973.

Литература: Рабинович А. С, Русская опера до Глинки, М., 1948, с. 105-15; Бокщанина E. A., О народности музыкального языка и особенности драматургии оперы М. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор», Труды Гос. Музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных, вып. 1, 1959; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 300-24.

Ю. В. Келдыш

Произведения


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова