Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Римского-Корсакова «Пан Воевода»

Pan Voyevoda

05.09.2011 в 13:25.

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

ПАН ВОЕВОДА — опера Н. Римского-Корсакова в 4 д., либретто И. Тюменева. Премьеры первых постановок: Петербург, Большой зал консерватории, силами антрепризы «Новая опера» А. Церетели, 3 октября 1904 г., под управлением В. Сука; Москва, Большой театр, 27 сентября 1905 г., под управлением С. Рахманинова. Опера посвящена памяти Ф. Шопена и является данью симпатии великого русского композитора польскому народу.

Властный и жестокий воевода отнимает у молодого шляхтича Чаплинского его невесту Марию. Брошенная воеводой любовница Ядвига решает извести соперницу. Она обращается за помощью к колдуну Дорошу и получает у него яд. Отравленный кубок, предназначенный Марии, выпивает воевода. Мария и Чаплинский свободны.

Ситуации «Пана воеводы» близки к «Царской невесте», а частично повторяют их. Однако музыка оперы совершенно оригинальна. Великолепна сцена ночного гадания на пасеке Дороша. Выразителен оркестровый ноктюрн «Лунный свет» и построенный на его основе дуэт Ядвиги и влюбленного в нее Олесницкого.

По-новому трактует композитор контрастные женские образы Ядвиги и Марии, в либретто напоминающих Любашу и Марфу. Марию ничто не заставит склониться перед воеводой. Кульминация развития ее образа — песня об умирающем лебеде, говорящая иносказательно о судьбе девушки и ее любви к Чаплинскому. Мария — цельная, благородная, мужественная натура, тогда как страстная Ядвига внутренне неустойчива и слаба, вопреки внешней действенности. Так композитор углубил контраст двух героинь.

Успеха при первой постановке «Пан воевода» не имел. Более удачным был спектакль Большого театра. Сильный и выразительный образ Марии создала Н. Ермоленко-Южина; В. Петров мастерски вылепил фигуру сурового, властного и жестокого воеводы. Опера встретила теплый прием в Варшаве (1905). Отечественный театр не часто обращается к ней; из немногих постановок следует отметить спектакли Оперной студии Ленинградской консерватории (1935), Новосибирского и Горьковского театров (1954).

А. Гозенпуд

Записи


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова