Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Остинато

09.06.2011 в 19:01.

Вы, наверно, слышали Седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича. Средний раздел ее первой части изображает фашистское нашествие. Очень тихо начинает звучать коротенькая примитивная мелодия с однообразным ритмом. Она повторяется много раз и каждый раз - все громче, у все большего количества инструментов. Она словно разрастается до гигантских размеров, создавая образ бездушной, бесчеловечной силы, которая надвигается, стремясь задавить, загубить все живое. Такого впечатления композитор добивается с помощью приема остинато. Этот прием использован и в «Болеро» Равеля, где неизменно повторяется одна тема лишь в другой оркестровке с усиливающейся звучностью.

Итальянское слово «остинато» (ostinato) означает упрямый, упорный. В музыке так называют особый прием, при котором многократно повторяется один и тот же мелодический оборот или ритмическая фигура. С его помощью можно передать состояние тревожного ожидания, обрисовать комическую ситуацию и т. д.

Л. В. Михеева


По-итальянски ostinato значит "упорный", "упрямый". При чем тут музыка? При том, что какая-либо упрямо повторяющаяся фраза, мотив, ритмическая фигура, небольшая мелодия - это очень типичное явление в музыке разных времен и народов. Остинато прежде всего характерно для танцевальной музыки, так как связано с моторикой, движением, периодичностью. А поскольку танцевальность - это одна из первооснов музыки вообще, то и остинатность проникла всюду: в музыку народную и профессиональную, старинную и современную, народов Запада, Востока и Юга.

Остинатность наиболее характерна для мастеров эпохи барокко. Они нередко использовали повторяющуюся мелодию в басу (basso ostinato) как основу композиции, "надстраивая" над ней различные вариации. Типична она и для композиторов XX века. На неизменно повторяющейся ритмической фигуре построено "Болеро" М. Равеля. Так же сделан "эпизод нашествия" в Седьмой симфонии Д. Шостаковича, где показано методичное и неумолимое наступление фашистской военной машины. Музыка Б. Бартока и С. Прокофьева, И. Стравинского и Р. Щедрина, Г. Канчели и А. Тертеряна наполнена остинато, передающим стремительный ритм жизни, ее напряжение и динамику.

М. Г. Рыцарева


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова