Онеггер. Оратория «Жанна д’Арк на костре»

Jeanne d’Arc au bûcher

12.01.2011 в 15:20.

«Жанна д'Арк на костре». Anton-Hermann Stilke (1843)

ЖАННА д'АРК НА КОСТРЕ (Jeanne d'Arc au bucher) — драматическая оратория (автором жанр не обозначен) А. Онеггера в 11 сценах с прологом, либретто П. Клоделя. Первое концертное исполнение: Базель, 1,9 мая 1938 г., сценическое — Цюрих, 13 июня 1942 г.; в виде оперы, на итальянском языке — Милан, театр «Ла Скала», 4 апреля 1947 г., на французском — Париж, театр «Гранд-опера», 18 декабря 1950 г.

Произведение рисует последние часы жизни национальной героини Франции, картины, проносящиеся в ее сознании перед гибелью. Жанна д'Арк, молодая крестьянская девушка, возглавившая борьбу французского народа против английских захватчиков (XV в.), была предана церковью и осуждена как еретичка на сожжение. Монах брат Доминик читает Жанне, привязанной к столбу, книгу ее жизни. Ей кам<ется, что судьи не люди, а звери. На судейских скамьях — свинья, ослы и бараны. Судьбу Жанны решает карточная игра четырех королей: трое из них — владыки Англии, Франции и Бургундии, четвертый — сама смерть. Перед девушкой встают образы родного села, видения: архангел Михаил вручает ей меч, с которым она освободит отчизну. Книга ее жизни закрыта. Тщетно пытается священник убедить ее отречься от «ереси». Все выше вздымаются языки пламени, она слышит голоса неба и умирает, отдав свою жизнь за свободу родины.

Построение драмы Клоделя напоминает средневековые мистерии с их аллегорическими фигурами. Музыка Онеггера смело сочетает, казалось бы, несочетаемое: григорианский хорал, безыскусную народную песню, изощреннейшие полифонические формы, декламацию без оркестра, симфонические построения, в сцене суда он сталкивает хорал и чуть ли не фокстротные ритмы. Вся эта кажущаяся интонационная пестрота подчинена единому замыслу. Музыка исполнена высокого драматизма и эмоциональной силы; это подлинно демократическое произведение, рассчитанное на восприятие массовой аудитории.

Драматическая оратория Онеггера с успехом исполнялась во многих странах. В 1953 г. Р. Росселини поставил ее в Неаполе с И. Бергман в главной роли. Один из лучших спектаклей последних десятилетий — работа режиссера А. Эвердинга в Мюнхене (1984).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова