Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Алексея Верстовского «Вадим»

21.07.2011 в 19:34.

ВАДИМ, или Пробуждение двенадцати спящих дев — волшебно-романтическая опера А. Верстовского в 3 д. с прологом, либретто С. Шевырева при участии С. Аксакова, М. Загоскина и А. Шаховского по балладе В. Жуковского «Вадим». Премьера: Москва, Большой театр, 28 ноября 1832 г., под управлением И. Фельцмана.

Баллада «Вадим» — вторая часть стихотворной повести В. Жуковского «Двенадцать спящих дев», являющейся переделкой одноименного романа немецкого писателя К. Г. Шпи- са. Первая часть повести положена в основу другой оперы Верстовского — «Громовой».

Двенадцать дочерей чародея Громобоя, продавшего душу дьяволу, в наказание за преступление отца погружены в волшебный сон, от которого их может освободить только чистый и благородный герой. Это Вадим. Следуя завету Пустынника, он посвящает свою жизнь борьбе со злом. Вадим убивает злодея Черного Вепря (своего отца) и снимает заклятие со спящих дев. Они возносятся на небо, а Вадим соединяется с любимой им Гремиславой, дочерью князя Святослава.

В опере элементы фантастики уживаются с бытовыми и даже водевильными. Общая структура традиционна для Верстовского: вокальные номера чередуются с прозаическими диалогами; есть и промежуточная форма — монолог на фоне музыки. Главная роль Вадима поручена драматическому актеру. Если фантастические образы не получили в музыке полноценного воплощения, то яркими, жизненными страницами оказались жанровые, бытовые. Критика справедливо отмечала русский песенный характер музыки. В большей мере он проявился в обрядовых сценах пролога (завивание венков) и пиршества у князя Святослава (1-я к., II д.). В сцене княжеского пира, особенно в замечательной песне с хором, первоначально предназначенной Бояну, а позднее переданной Стемиду, Верстовский достиг доступной ему высоты постижения национального духа. Однако найденная им «русская характеристика» не передает богатства содержания народной жизни. Поэтому после опер Глинки «Вадим» оказался забытым. Попытки его постановки (а они делались неоднократно в 50-60-х гг. XIX в.) себя не оправдали.

А. Гозенпуд


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова