Опера Катерино Кавоса «Иван Сусанин»

23.07.2011 в 13:16.

ИВАН СУСАНИН — народная опера с хорами К. Кавоса в 2 д., либретто А. Шаховского. Премьеры первых постановок: Петербург, 19 октября 1815 г., под управлением автора (П. Злов — Сусанин, Е. Сандунова — Маша, В. Самойлов — Матвей); Москва, Большой театр, 20 ноября 1826 г.

Подвиг Ивана Сусанина, который завел вражеский отряд в непроходимую чащу и погиб во имя родины, неоднократно служил темой для произведений искусства. Наряду с демократической, патриотической трактовкой этой высокой темы существовала и официозная, сводившая подвиг Сусанина к слепой преданности боярину Михаилу Романову, ставшему царем Руси. Своего зенита официозная тенденция достигла в драме H. Полевого «Костромские леса», а одной из первых попыток подобного рода и явилась опера Кавоса. Бессильный передать величие подвига героя, Шаховской вообще отказался от трагического финала: Сусанин намеренно плутает по лесу с поляками, пока не появляется русский отряд и не освобождает его. Весь текст написан в расчете на традиционные формы комической оперы, в которой вокальные номера чередуются с диалогами.

Однако примитивная в сценарном отношении опера обладает несомненными музыкальными достоинствами. Композитор не только обратился к народной песне, но и пытался ее развить, превратив в средство характеристики. В хоре крестьян «Не бушуйте, ветры буйные» Кавос стремился выявить типические черты русской протяжной песни, используя принцип подголосков. Вообще хоровые народные сцены — самые яркие в опере. Менее удались образы главных героев. В музыке отсутствует индивидуализация, а тематический народно-песенный материал не всегда соответствует образу и ситуации. Так, любовный дуэт Маши и Алексея основан на теме «Камаринской». Сусанин отражен в музыке всего бледнее — у него нет ни одной развитой арии, а лишь куплетно построенная песня.

В партитуре Кавоса почти совершенно отсутствует героическое начало. Большое место занимает лирика, носящая чувствительный характер (Маша). Вырастает роль оркестра по сравнению с произведениями предшествующей поры. Это относится прежде всего к увертюре, опирающейся на основной тематический материал оперы.

В целом опера Кавоса сыграла заметную роль в истории русского музыкального театра. С ней связана деятельность крупнейших мастеров русской сцены 1-й четверти XIX в. — Е. Сандуновой, П. Злова, В. Самойлова, Н. Репиной, А. Бантышева. Разумеется, это произведение не идет в сравнение с «Жизнью за царя» Глинки, но все же в известной мере подготовило почву для нее. И наконец, нельзя забывать о той поддержке, которую Кавос как дирижер императорского театра оказал Глинке в постановке его оперы. Успех «Сусанин» имел большой и долгие годы не сходил со сцены — даже после того, как появилась «Жизнь за царя». В Петербурге спектакль возобновлялся в 1828 и 1851 гг., и в 50-х гг. О. Петров выступал в обеих операх. Последний раз «Сусанин» Кавоса был исполнен в 1854 г.

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова