Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Аренского «Наль и Дамаянти»

29.07.2011 в 12:40.

НАЛЬ И ДАМАЯНТИ — опера А. Аренского в 3 д. (6 к.), либретто М. Чайковского по одноименной повести В. Жуковского. Премьера: Москва, Большой театр, 9 января 1904 г., под управлением И. Альтани.

Литературная первооснова оперы — отрывок из III книги индийской эпической поэмы «Махабхарата», переложенный В. Жуковским с немецкого перевода Ф. Рюккерта.

Дочь индийского царя Дамаянти под воздействием волшебных сил полюбила царя Наля. Тщетно четыре бога пытаются обмануть Дамаянти, приняв облик ее избранника. Злой бог Кали, отвергнутый Дамаянти, решает погубить Наля. Он опаивает царя волшебным зельем, под воздействием которого тот проигрывает сводному брату Пушкаре свою державу, после чего вместе с Дамаянти уходит в изгнание. Кали овладевает душой Наля, и тот покидает в лесу верную Дамаянти, однако добрым богам удается спасти ее. Наль освобождает из огня царя змей Керкоту, благодаря которому побеждает власть Кали. После долгих приключений Наль низвергает злого Пушкару. Супруги соединяются, на этот раз навсегда.

Музыка оперы отмечена чертами поэтического лиризма. В особенности это относится к партии Дамаянти — ее образ близок девичьим образам Чайковского. Мастерски воссоздана картина мирного быта, любви главных героев. В увертюре дается сжатое изложение основного тематического материала оперы. Автор не ставил своей задачей передать фантастический или восточный колорит, хотя явно стремился опереться на традиции Руслана и Снегурочки. В целом партитура малооригинальна; современные Аренскому критики назвали ее преобладающее свойство «красивостью». Лучшие страницы — хор подруг Дамаянти, сон девушки, молитва, сцена Наля и Дамаянти в лесу, колыбельная Дамаянти. Некоторые из этих номеров исполнялись на концертной эстраде.

После московского Большого театра опера была поставлена Мариинским театром в Петербурге 25 января 1908 г. под управлением Ф. Блуменфельда. На этом ее сценическая судьба фактически оборвалась.

А. Гозенпуд


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова