Опера Шарля Гуно «Мирей»

Mireille

29.07.2011 в 10:14.

МИРЕЙ / Мирейль (Mireille) — опера Ш. Гуно в 3 д., либретто М. Карре по одноименной поэме Ф. Мистраля. Премьера 1-й редакции (в 5 д., с разговорными диалогами): Париж, «Театр-лирик», 19 марта 1864 г.; 2-й редакции (в 4 д., с речитативами) — Лондон, театр «Ковент-Гарден», 5 июля 1864 г.; 3-й редакции (в 3 д., с разговорными диалогами) — Париж, «Театр-лирик», 15 декабря 1864 г.; в России — Петербург, силами итальянской труппы, 23 января 1874 г. (А. Патти — Мирей).

В поэме провансальского поэта Ф. Мистраля (1858) идеализация патриархального крестьянского быта сложно сочетается с воспроизведением реальных социальных отношений. Прелесть поэмы — в описании природы и быта Прованса, в высокой музыкальности стиха. Гуно и его либреттист взяли из нее только сюжетную схему — историю несчастной любви двух молодых людей.

Плетенщик корзин Винсен полюбил красавицу Мирей, дочь богатого фермера. На пути их счастья возникает препятствие — богатый и сильный соперник Урриас. Винсен вступает с ним в поединок и одерживает верх, но озлобленный Урриас наносит победителю предательский удар. Юноша возвращен к жизни стараниями Мирей. Влюбленные мечтают о свадьбе, однако им не удается преодолеть сопротивление Рамона, отца Мирей. Дочь не смеет нарушить воли отца и в то же время не в силах отказаться от любимого. Девушка умирает.

Музыка Гуно лирична в своей основе. Судьба несчастных влюбленных воплощена средствами, родственными его же Ромео и Джульетте. Композитор использовал в партитуре провансальский фольклор, воссоздал картины природы и быта.

Одна из последних современных постановок — в парижской «Опера-комик» в 1995 г.

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова