Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Цезаря Кюи «Матео Фальконе»

29.07.2011 в 10:04.

МАТЕО ФАЛЬКОНЕ — драматическая сцена Ц. Кюи, либретто композитора по одноименной новелле П. Мериме. Премьера: Москва, Большой театр, 14 декабря 1907 г., под управлением Н. Федорова.

К сочинению оперы на сюжет Мериме Кюи приступил в 1906 г. Характерно, что композитор обратился не к подлинной новелле или ее русскому переводу, а к стихотворной версии Жуковского, основанной на вольном немецком переводе А. Шамиссо. Двойной пересказ ослабил драматизм и энергию подлинника. Смягченная трактовка Жуковского сказалась на музыке: Кюи придал ей вместо необходимого драматизма черты сентиментальности. Композитор был восхищен темой. «Чрезвычайно жизненно, колоритно, мрачно, сурово, эффектно»,— писал он. Его не удовлетворяла только краткость. Он не хотел понять, что лаконизм и сжатость вызваны драматизмом событий. У Мериме нет ни одной лишней детали. Эта сжатость и обусловливает силу воздействия повествования. Кюи решил расширить действие и краткую сцену казни сына-предателя превратил в развитую, вызывающую сострадание к ребенку, которого убивает злодей отец. Ввел композитор и картину природы, которая бесстрастна и равнодушна по отношению ко всему происходящему.

Самого композитора смущал «сплошь декламационный стиль» его оперы. Впрочем, он рассчитывал, что «при хорошем исполнении „Фальконе" должен произвести потрясающее впечатление, быть может даже слишком тяжелое и слишком потрясающее, до невыносимого».

Композитор ошибся. Его музыка не увлекла слушателей: драматическая тема была трактована средствами изящного романса.

А. Гозенпуд


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова