Опера Баласаняна «Кузнец Кова»

28.07.2011 в 22:53.

КУЗНЕЦ КОВА (Коваи охангар) — опера С. Баласаняна и Ш. Бобокалонова в 4 д. (5 к.), таджикское либретто А. Лахути по одному из эпизодов поэмы «Шахнамэ» Фирдоуси. Концертное исполнение с радиотрансляцией (2 к., на русском языке): Москва, на Всесоюзной конференции по советской опере, силами артистов Радиокомитета, 15 декабря 1940 г. Сценическая премьера: Москва, декада таджикского искусства, 15 апреля 1941 г., под управлением Л. Худолея.

В эпической поэме «Шахнамэ», созданной Фирдоуси, есть сказ о шахе Заххоке (или Захаке) и кузнеце Кове (Кавэ). Этот сказ и положен в основу оперы.

Шах Заххок — символ насилия, нечеловеческой жестокости. Это человек-змея. Из его головы выползают гадюки, питающиеся мозгом людей. Насилием, тиранией он утвердил свою власть в завоеванной стране. Змеи Заххока требуют пищи. Убиты десять сыновей кузнеца Ковы, осталось только двое. Мужественный, непокорный Кова страшен тирану, его приспешники решают уничтожить весь род кузнеца. В жертву змеям принесен одиннадцатый сын. Смерть угрожает и последнему, младшему — Фарруху. Чтобы спасти юношу, отец его невесты, повар Кубод, соглашается пойти служить Заххоку — кормить его змей. Кова врывается во дворец и смело обличает Заххока. Восстание охватывает страну. Тиран готов простить кузнеца, если тот подпишет грамоту, восхваляющую царя, и поможет задушить восстание. Кова разрывает грамоту и надевает на древко вместо знамени свой рабочий кожаный фартук. Восставшие захватывают дворец и уничтожают власть Заххока.

Композиторы щедро зачерпнули из сокровищницы народного песнетворчества. Песня симфонически обогащена. Большое место занимает в опере музыкальный образ народа, лучшим представителем которого является кузнец Кова.

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова