Опера Матинского и Пашкевича «Как поживёшь, так и прослывёшь»

You'll be Known by the Way you Live

28.07.2011 в 21:46.

КАК ПОЖИВЁШЬ, ТАК И ПРОСЛЫВЁШЬ, или Санкт-петербургский гостиный двор — комическая опера В. Пашкевича в 3 д., либретто М. Матинского. Первая постановка относится к 1782 г.; премьеры новой редакции (с измененной последовательностью действий, под названием «Как поживешь, так и прослывешь»): Москва, 22 января 1784 г.; Петербург, 2 февраля 1792 г.

Опера Пашкевича и Матинского — одно из высших завоеваний русской сатиры XVIII в. Это не только замечательная бытовая картина, но и художественное обличение лихоимства, плутней купцов и подьячих. Опера движется в том же русле искусства, к которому относятся комедии Фонвизина и Капниста. Ее герои разоблачаются беспощадно. Купец Сквалыгин — безжалостный ростовщик, обирающий должников, вор, лишающий куска хлеба бедную вдову. Таков и его будущий зять — приказный Крючкодей, грабящий крестьянина и подделывающий вексель. Не только среда (купечество), но и формы ее обрисовки роднят это произведение с «Женитьбой» Гоголя и комедиями Островского. Драматургически пьеса слаба, по существу, она лишена сюжета. Но несравненная бытопись, жанровое богатство образов искупают ее недостатки.

Первоначальная редакция музыки до нас не дошла (сохранился только текст). В нашем распоряжении имеется 2-я редакция, отмеченная жизненной яркостью, остротой наблюдательности, юмором. Композитор умело воспроизводит интонации живой речи (выкрики продавцов и покупателей в Гостином дворе), использует приемы оперы-буффа. Резко противостоит жанровым, словно взятым с натуры эпизодам поэтическая сцена девишника, в которой, опираясь на фольклор, композитор создал замечательную обрядовую картину. Превосходные хоры — значительное достижение русской музыки XVIII в.

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова