Опера Верстовского «Громобой»

22.07.2011 в 21:02.

ГРОМОБОЙ — большая фантастическая опера А. Верстовского в 4 д. (5 к.), либретто Д. Ленского по одноименной балладе В. Жуковского. Премьера: Москва, Большой театр, 24 января 1857 г., под управлением С. Штуцмана.

Баллада «Громобой» входит в стихотворную повесть Жуковского «Двенадцать спящих дев» (по одноименному роману К. Г. Шписа) вместе с балладой «Вадим», на основе которой написана ранее опера Верстовского «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев».

Сын витязя Вадима Новгородского Громобой, бессильный отомстить убийцам отца — Аскольду, Диру и другим варягам, пытается покончить с собой. Злой дух предлагает Громобою власть и возможность отмщения врагам в обмен на его душу и души двенадцати его дочерей. Проходят годы, и Громобою удается осуществить свое желание: дружинники Олега заманивают на берег Днепра Аскольда и Дира и убивают их. Приближается час расплаты, дьявол должен завладеть душой Громобоя. Но раскаяние и угрызения совести приносят ему прощение, дочери же его погружаются в волшебный сон.

Образное содержание оперы, ее условно-романтический характер в конце 50-х гг. оказались безнадежно старомодными, но все же музыка поднималась над уровнем ранних сочинений композитора. Верстовский на этот раз отказался от привычного для него чередования музыкальных номеров и диалогов, создав целостную музыкально-драматическую ткань. Речитативы довольно выразительны. Образ Громобоя не лишен патриотических черт, и его ария, дышащая ненавистью к захватчикам-варягам, носит героический характер. Неизмеримо значительнее, чем в других операх Верстовского, роль оркестра и симфонических эпизодов (увертюра, Валахский танец и др.). Однако после опер Глинки и «Русалки» Даргомыжского «Громобой» выглядел архаичным. Попытки его возобновления (в 1865, 1870, 1871, 1899 гг.) остались бесплодными. Многие элементы этой оперы подготовили появление «Рогнеды» Серова.

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова