Опера Баланчивадзе «Дареджан Коварная»

22.07.2011 в 21:33.

ДАРЕДЖАН КОВАРНАЯ / Дареджан Цбиери (Дарэджан цбиэри) / Тамара коварная (Тамар цбиэри) — опера М. Баланчивадзе в 3 д. (4 к.), либретто А. Потсхверашвили по поэме А. Церетели «Тамара коварная». Премьера 1-й редакции (под названием «Тамара коварная»): Тбилиси, 6 апреля 1926 г., под управлением С. Столермана; 2-й редакции («Дареджан коварная») — во время декады грузинского искусства в Москве, Большой театр, 10 января 1937 г., под управлением Ш. Азмайпарашвили (под названием «Дареджан Цбиери»).

Композитор работал над своей оперой тридцать лет (1896— 1926). 1-я редакция была создана при участии Н. Черепнина, 2-я — А. Баланчивадзе, сына автора.

В опере противопоставлены сын народа, свободолюбивый поэт-патриот Гоча, и жестокая, порочная, но прекрасная царица Дареджан (в 1-й редакции — Тамара). Действие развертывается в Грузии XVII в. Страна разорена царицей, вызывающей всеобщую ненависть. Тщетно пытается Дареджан завоевать любовь Гочи — он с негодованием отвергает ее милости. Оскорбленная презрением поэта, она заточает его в тюрьму. Друг Гочи, молодой гуриец Нико, решает убить царицу, но, пораженный ее красотой, роняет кинжал. Невеста Нико Цира пытается сделать то, на что не хватило воли ему самому, но ее схватывают и бросают в темницу. Смерть угрожает и Цире и Гоче, хотя царь Георгий не решается казнить любимца народа. Он обещает выполнить любое желание поэта, рассчитывая, что тот попросит сохранить ему жизнь. Поэт отвергает царскую милость, так же как Цира. Мужество Гочи потрясает Дареджан — она кается в своей вине, выпивает яд и умирает.

Музыка оперы, и в особенности ее 2-й редакции, обладает большими достоинствами. В партитуре использованы развитые оперные формы — арии, ансамбли, хоры, выразителен оркестр. Широко применяется грузинский фольклор, песенный и танцевальный. Высокая гражданственность, патетика, героика определяют характер этого произведения.

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова