Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Жана Франсуа Лесюэра «Пещера»

La caverne

29.07.2011 в 14:17.

ПЕЩЕРА (La caverne) — музыкальная драма Ж. Ф. Лесюэра в 3 д., либретто П. Дерси (Пала) по роману А. Р. Лесажа «Похождения Жиль-Бласа из Сантильяны». Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 16 февраля 1793 г.; в России — Петербург, силами французской труппы, 1805 г.; на русской сцене — там же, Большой театр, 29 июля 1818 г. (под названием «Пещера Драконовой скалы»).

Произведение Лесюэра, претворяющее один из эпизодов известного романа Лесажа, относятся к ярчайшим образцам «оперы спасения». Построение его близко к мелодраме. В либретто история бегства Жиль-Бласа и спасенной им дамы драматизировано, обогащено в фабульном отношении. Соответственно заглавию основное действие происходит в пещере, а параллельное развертывается снаружи.

Разбойники, напав на путешественников, захватили молодую Серафину, дочь графа Альвара де Гусмана. Муж ее, Альфонс, по-видимому, убит в стычке. В подземной пещере, пристанище разбойников, находится их пленник Жиль-Блас — слуга Альфонса. Атаман шайки Роландо полюбил Серафину и ограждает ее от наглых приставаний своих товарищей, и в особенности Рустана. Серафина не знает, что муж жив; между тем он под видом слепого бродячего музыканта блуждает возле пещеры, напевая песню, знакомую его жене (ситуация навеяна «Ричардом Львиное Сердце» Гретри). Разбойники приводят Альфонса в пещеру. Серафина узнает его по голосу, но скрывает свое волнение; разбойникам же слепой кажется подозрительным. Однако внимание их отвлекает известие о побеге Жиль-Бласа: безопасность шайки строилась на том, что их жертвы не выходили из пещеры живыми. Альфонс и Серафина, оставшись одни, обнимают друг друга. Новая опасность: Рустан пытается насильно овладеть Серафиной, и только появление Роландо спасает ее от бесчестия. Рустан решает вместе с некоторыми членами шайки захватить главенство, убить Роландо, а заодно и бродячего музыканта. Разговор об этом подслушивает старая Леонарда, выполняющая у разбойников обязанности хозяйки, и предупреждает атамана. Из беседы с Серафиной Роландо (его настоящее имя дон Жуан) узнает, что она его сестра, которую он не видел много лет. Жиль-Блас приводит к пещере друзей своего хозяина. Между ними и разбойниками, возглавляемыми Рустаном, происходит сражение. Ожесточенная битва заканчивается разгромом злодеев.

Музыка Лесюэра передает драму героев, атмосферу действия, напряженность ситуаций. Если начало оперы (после увертюры) — ария Серафииы, песни Жиль-Бласа и Леонарды — выдержано в миноре, то хор разбойников энергичен, жив, бравурен. Песня, которую поет Альфонс в лесу над пещерой, исполнена меланхолии. Драматически напряженна музыка II д., передающая остроту борьбы и опасность, грозящую героям.

На этот же сюжет написана опера Н. Далейрака, а также опера Л. В. Маурера, которая в 1819 г. была поставлена на русской сцене под названием «Жиль-Блас в вертепе разбойников».

А. Гозенпуд


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова