Опера Римского-Корсакова «Царская невеста»

The Tsar’s Bride

12.01.2011 в 23:04.

К. Е. Маковский. «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»

Опера в четырёх действиях Николая Андреевича Римского-Корсакова; либретто композитора и И. Тюменева по одноименной драме Л. Мея.
Первая постановка: Москва, 22 октября (3 ноября) 1899 года.

Действующие лица: Василий Степанович Собакин, новгородский купец (бас), Марфа, его дочь (сопрано), Григорий Григорьевич Грязной, опричник (баритон), Григорий Лукьянович Малюта-Скуратов, опричник (бас), Иван Сергеевич Лыков, боярин (тенор), Любаша (меццо-сопрано), Елисей Бомелий, царский лекарь (тенор), Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена (сопрано), Дуняша, её дочь, подруга Марфы (меццо-сопрано), Петровна, ключница Собакиных (меццо-сопрано), царский истопник (бас), сенная девушка (меццо-сопрано), молодой парень (тенор). Два знатных вершника, опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ.

Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года.

Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий Грязной сватов к отцу полюбившейся ему Марфы. Купец Собакин наотрез отказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться, Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Пением и плясками песенников и песенниц Грязной развлекает своих гостей. Светает. Все расходятся. По просьбе хозяина остается только Бомелий. У Грязного к нему есть важное дело. Обещая щедро наградить за услугу, он просит лекаря достать ему такое снадобье, которым можно было бы приворожить девушку. Их разговор подслушала любовница Грязного Любаша. Она и раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней; теперь Любашу охватили ревнивые подозрения. Но своего счастья она не уступит и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.

Улица в Александровской слободе. Вечереет. Народ выходит из монастыря. Среди прочих — Марфа и Дуняша, сопровождаемые ключницей Собакиных, Петровной. Все мысли Марфы — о любимом женихе, Иване Лыкове. Беседу девушек прерывает появление двух неизвестных всадников. Один из них пристально смотрит на Марфу. Это Иван Грозный. Марфа не узнает царя, закутанного в богатые одежды, но пугается властного взгляда. Надвигаются сумерки. Улица пустеет. Любаша подкрадывается к дому Собакиных и заглядывает в окно. Красота Марфы поражает ее. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным. На стук Любаши выходит Бомелий. Он готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Любаша с возмущением отвергает его притязания. Но беспечно-радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у Любаши новые душевные муки; в приливе отчаянной решимости она соглашается на позорную сделку с ненавистным ей Бомелием.

В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора бы уж справить ее, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек. Лыков обеспокоен; взволнован и Грязной. Наконец Марфа возвращается с царских смотрин. Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно сыплет в чарку Марфы зелье. Внезапно появляется Малюта с боярами; он пришел сообщить, что царь избрал себе в жены не Дуняшу, как надеялись влюбленные, а Марфу.

Палата в царском тереме. Тяжелое раздумье Собакина, глубоко опечаленного болезнью дочери, от которой ее никто не может излечить, прервано появлением Грязного. Опричник докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался в намерении извести зельем невесту царя и по повелению государя казнен. Марфа не выдерживает тяжести горя. Ее помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених, Ваня. Ему она рассказывает о своем чудном сне. Видя безумие Марфы, Грязной с ужасом убеждается, что обманулся в своих надеждах: вместо того, чтобы приворожить, он погубил ее. I1е в силах снести душевных мук при виде страданий любимой, Грязной признается в совершенном преступлении: он отравил Марфу и оклеветал невинного Лыкова. Навстречу ему из толпы выбегает Любаша и признается, что подменила зелье. Охваченный яростью Грязной убивает Любашу.

М. Друскин


ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА — опера Н. Римского-Корсакова в 4 д., либретто И. Тюменева (сценарий композитора) по одноименной драме Л. Мея. Премьера: Товарищество русской частной оперы, 22 октября 1899 г., под управлением М. Ипполитова-Иванова, художник М. Врубель (Н. Забела — Марфа, А. Секар-Рожанский — Лыков, М. Ростовцева — Любаша, В. Шкафер — Бомелий).

Создание «Царской невесты» — возвращение композитора после декламационно-речитативного Моцарта и Сальери к развернутым оперным формам, новый этап развития принципов глинкинской эстетики. Несомненно, что интерес к пьесе Мея был обусловлен работой композитора над завершением последней редакции Псковитянки и ее постановкой в Частной опере. В соответствии с характером пьесы и ее образным содержанием композитор стремился создать не историческую трагедию, а психологическую социальную драму. В «Царской невесте» показана трагическая судьба русской женщины XVI в., замкнутой в тереме, лишенной свободы даже в выборе любимого.

Сопоставляя два контрастных женских образа — кроткой и нежной Марфы и страстной, порывистой Любаши, композитор показал, что гибель обеих обусловлена законами среды. Любаша губит Марфу, но и она жертва. Хотя Иван Грозный непосредственно в действии не участвует — лишь на миг, безмолвный, появляется на сцене,— его злая воля господствует над всеми героями. Царь — олицетворение губительной силы, безжалостно уродующей и подавляющей жизнь.

С большой психологической правдой и выразительностью передал композитор драму героев: неукротимого, страстного, безжалостного к чужой жизни и добровольно уходящего на смерть Грязного; хитрого, вкрадчивого и подлого лекаря Бомелия; благородного Собакина, чей образ заставляет вспомнить о Сусанине в кругу семьи. Образы Марфы и Любаши — новое слово в творчестве Римского-Корсакова. От песни «Снаряжай, мати родимая», полной щемящей печали и предчувствия горькой судьбы, через глубоко драматичные сцены с Грязным (финал I д.) и Бомелием (финал II д.) к финалу IV д. проходит перед слушателем драма русской женщины. Столь же интенсивно, но иными средствами запечатлена судьба Марфы, кроткой и мечтательной, созданной для счастья и лишенной его.

Первая постановка оперы имела большой успех. Победе композитора во многом содействовала Н. Забела, создавшая поэтический и глубоко драматический образ Марфы и заложившая основу плодотворной традиции исполнения этой партии. Вслед за Частной оперой «Царская невеста» была поставлена в том же 1895 г. в Харькове (под управлением В. Сука), в 1900-м — в Саратове и Казани, в 1901-м — в петербургском Мариинском театре. Крупным событием явился спектакль московского Большого театра в 1916 г. (А. Нежданова — Марфа, В. Петров — Собакин, Л. Савранский — Грязной, П. Цесевич — Малюта). Очень значительна постановка К. Станиславского в его студии в 1926 г. (музыкальный руководитель — В. Сук). «Царская невеста» входит в репертуар большинства отечественных театров. Среди лучших исполнителей главных партий, кроме перечисленных,— Н. Обухова, М. Максакова, В. Давыдова, И. Архипова, Е. Образцова (Любаша); Р. Горская, Е. Садовень, Н. Шпиллер, Г. Вишневская, Г. Ковалева (Марфа). За рубежом «Царская невеста» исполнялась в Праге (1902), Нью-Йорке (1922), Софии (1923), Берлине (1923, 1948), Брно (1934), Стокгольме (1945) и многих других городах. Среди постановок последних лет — спектакли в Монте-Карло (1986, под управлением М. Ростроповича), Болонье (1990, режиссер Л. Ронкони), Москве (2003, Театр-студия Г. Вишневской).

В 1965 г. опера была экранизирована (режиссер В. Гориккер).

А. Гозенпуд

Записи

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова