Мелодия

12.01.2011 в 15:45.

«Душой музыкального произведения» назвал мелодию Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Как «самую существенную сторону музыки» определил ее Сергей Сергеевич Прокофьев. Мелодия - «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво, несмотря на самые принужденные гармонические сочетания, на все чудеса контрапункта и оркестровки», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А. Серов.

Греческое слово «melodia» означает пение песни и происходит от двух корней - melos (песнь) и ode (пение). В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.

Есть и сочинения, носящие название «Мелодия», например, «Мелодия» С. Рахманинова.

В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты - гармония, инструментовка, различные приемы полифонического письма.

Л. В. Михеева


Это слово очень красиво само по себе. По-гречески мягкое, благородное. Однажды я увидела плакат с названием выставки "Мелодии огня" и поразилась, насколько верно найден словесный образ. Мелодия, означавшая у древних греков "пение песни", стала словом, обозначающим некую звуковую линию - со своими изгибами, изломами. Линия в пространстве состоит из точек. Линия во времени - из звуков. Те и другие линии бесконечно разнообразны. Но те и другие подчинены общим законам.

Гибкие и прямые, хрупкие и жестко-устремленные, они могут быть простыми и сложными, примитивными и изысканными, томными и энергичными.

Подобно тому как человеческая речь состоит из сопряженных по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Вы понимаете, конечно, что не всякое последование слов - речь. Точно так же не всякое последование звуков - мелодия.

Конечно, музыка - это не всегда только мелодия. Музыка-мелодия - в одноголосной песне, в напеве флейты, скрипки или другого инструмента.

Мы не называем мелодией музыку, исполняемую барабаном, потому что вся она - на одном звуке. А в мелодии должны быть звуки разные по высоте.

Звуковысотный рисунок мелодии - это, однако, не все. Не менее важен ее ритмический рельеф. Одно и то же последование звуков ритм может изменить до неузнаваемости.

В музыке многоголосной - фортепианной, симфонической, хоровой - мелодия обычно выделяется на фоне аккомпанирующих ей голосов. Однако, чем более мелодичны другие голоса, тем богаче музыка, и тем более волнующее воздействие она оказывает на людей.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова