Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Игоря Стравинского «Мавра»

Mavra

31.05.2011 в 12:50.

Игорь Фёдорович Стравинский / Igor Stravinsky

МАВРА — комическая опера И. Стравинского в 1 д., либретто Б. Кохно по поэме А. Пушкина «Домик в Коломне». Премьера (на французском языке, вместе с «Байкой про лису, петуха, кота да барана» Стравинского): Париж, театр «Гранд-опера», силами антрепризы С. Дягилева, 3 июня 1922 г., под управлением Г. Фительберга; в России — Ленинград, силами студентов консерватории, весна 1928 г., под управлением А. Хессина; Москва, силами учащихся Центрального техникума театрального искусства, 2 февраля 1929 г.; на профессиональной сцене — Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 8 декабря 1973 г.

Гусар, влюбленный в скромную девушку Парашу, которая проживает с матерью, проникает к ним в дом под видом новой кухарки по имени Мавра. Незатейливый бытовой анекдот имеет комедийную развязку: переодетый в женское платье кавалер застигнут за бритьем и с позором изгнан.

В «Мавре» как бы реставрируется модель ранней комической «оперы в стихах» и русского водевиля начала XIX в. с небольшими сольными и ансамблевыми номерами. Заметно тяготея к музыке городского быта, композитор виртуозно совмещает черты лирического романса, разудалой цыганской песни и плясовых ритмов типа русской кадрили. Обращается он также к оперной арии-ламенто и «дуэтам согласия» с красивой вокализацией в духе бель канто, придающим опере мелодическую насыщенность.

По-своему претворяя старые оперные образцы, Стравинский проявляет полную свободу в обновлении музыкального языка, окрашивая его гротеском с помощью особых приемов оркестровки, ритмических перебоев, резких диссонансов. Звук трубы постоянно сопутствует пылким речам Гусара; оплакивание умершей кухарки Феклуши сопровождается траурным маршем в сопровождении отрывистых аккордов пиццикато. Этот центральный эпизод решен в пародийном ключе. В момент кульминации музыка приобретает особую бравурность, а ритмическая острота и пронзительность тембров придают ей джазовый колорит.

Опера ставилась неоднократно: в Киле (1925), Праге (1927), Берлине (1928), Лондоне (1934, исполнение по радио), Филадельфии (1934), Милане (1955), Гамбурге (1956), Буэнос-Айресе (1961), Майнце (1966). 5 ноября 1995 г. прошла премьера в петербургском Мариинском театре (дирижер А. Паулавичюс, режиссер Ю. Александров).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова