Михаил Матинский (Mikhail Matinsky)

03.09.2011 в 12:27.

Русский драматург, переводчик, педагог, составитель учебников геометрии и географии. Крепостной графа С. П. Ягужинского. Окончил моск. гимназию для разночинцев при Моск. ун-те, был в Италии. Получив "вольную", преподавал в классах Воспитательного об-ва благородных девиц в Петербурге (впоследствии Смольный ин-т). Автор текста, возможно, частично и музыки, 1-й, не сохранившейся редакции комич. оперы "Как поживёшь, так и прослывёшь, или Санктпетербургский Гостиный двор" (1782, Вольный российский т-р Книпера, Петербург). Для новой постановки в придв. петерб. т-ре (1792) М. переработал текст, а композитор В. А. Пашкевич - музыку этой оперы. Содержащее ряд сатирич. бытовых сцен из купеч. жизни, отличающееся красочным нар. языком, пронизанное мелодиями рус. нар. песен, произв. М. и Пашкевича принадлежит к лучшим достижениям рус. реалистич. комич. оперы 18 в. Нек-рые его персонажи предвосхищают образы пьес А. Н. Островского. М. - автор текста оперы "Тунисский паша" (музыка Пашкевича).

Литература: Прокофьев В., Михаил Матинский и его опера "Санктпетербургский Гостиный двор", в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России. Материалы и исследования, т. 1, Л., 1927; Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, М., 1948; Русская комедия и комическая опера XVIII века. Ред. текста и вступ. статья П. Н. Беркова, М.-Л., 1950; Ливанова Т. Н., Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом, т. 2, М., 1953; Берков П. Н., Неиспользованные материалы для истории русской литературы XVIII века, веб.: XVIII век, сб. 3, М.-Л., 1958; Бокщанина Е. A., О народности музыкального языка и особенности драматургии оперы М. Матинского "Санктпетербургский Гостиный двор", в кн.: Труды музыкально-педагогического института имени Гнесиных, вып. 1, М., 1959; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965; Левашов Е., Существовал ли композитор Матинский?, "СМ", 1973, No 5.

Е. А. Бокщанина

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова