Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Криста Людвиг (Christa Ludwig)

06.01.2011 в 13:51.

Ее вокальный путь был предопределен с детства. Дочь певцов, Криста пошла по стопам родителей, поступив в Высшую музыкальную школу Франкфурта-на Майне. Там же в 1946 году и состоялся ее дебют в 18-летнем возрасте - молодая артистка исполнила партию Графа Орловского в «Летучей мыши». После довольно длительной карьеры в немецких театрах (Франкфурт, Дармштадт, Ганновер), певица в 1955 году выходит на международный уровень, дебютировав в Венской опере. Здесь «правил» в то время Карл Бём, который оценил мастерство певицы, особенно в партии Керубино. В том же году состоялось ее первое выступление на Зальцбургском фестивале (Композитор в «Ариадне на Наксосе»), где она в дальнейшем пела регулярно.

Карьера Людвиг развивалась успешно. Ее блестящие выступления в партиях Дорабеллы, Керубино, Октавиана выдвигают ее в ряд крупнейших мастеров оперной сцены. Она начинает сотрудничать с Вальтером Легге, основателем оркестра «Филармония», его женой, знаменитой певицей Элизабет Шварцкопф и дирижером Отто Клемперером. Среди дальнейших вех в карьере певицы также дебюты в Метрополитен (1959, Керубино) и Ла Скала, где в 1960-61 гг. она исполнила партии Керубино, Эболи, Октавиана. Пела Людвиг также на сцене Ковент-Гардена, в Байрейте (с 1966 года), гастролировала в 1971 году в Москве с Венской оперой. Один из спектаклей этих гастролей, «Кавалер розы» (3 октября), в котором певица исполнила партию Октавиана, был записан на пластинки (дирижер Йозеф Крипс).

Обладательница уникального голоса, Людвиг одинаково легко справлялась не только с меццовыми ролями, но и с партиями драматического сопрано, в которых она начала выступать с начала 60-х гг. Так в ее репертуаре появляются Леонора («Фиделио»), Дидона («Троянцы»), Маршальша, Жена Красильщика («Женщина без тени»). В 1970 году она с успехом выступила в Вене в роли Леди Макбет вместе с венским дебютантом Шериллом Милнсом в заглавной партии. Певице подвластны и вагнеровские партии (Ортруд, Кундри, Брангена, Фрика). Она записала партию Адальжизы вместе с Каллас (дирижер Туллио Серафин). В репертуаре Людвиг такие различные по темпераменту и стилистике роли как Эболи и Амнерис, Шарлотта («Вертер»), партии в старинных операх (Ифигения в «Ифигении в Авлиде», Октавия в «Коронации Поппеи»). Исполняла она и россиниевский репертуар (Золушка). Среди коронных ролей позднего периода особо следует выделить Клитемнестру в «Электре». Именно этой партией певица завершила в 1995 году на подмостках Венской оперы свою сценическую карьеру.

Людвиг оставила огромное наследие в области грамзаписи. С ней работали (кроме уже упомянутых) выдающиеся дирижеры Фуртвенглер, Караян, Джулини; вместе с Шолти певица участвовала в 1-й студийной записи «Кольца нибелунга»; несколько записей ею осуществлено с К.Бёмом, среди них надо отметить моцартовские «Так поступают все» (2 версии) и «Свадьбу Фигаро». Блестящим достижением является запись «Дон Жуана» с Клемперером (партия Донны Эльвиры).

Творческие интересы Людвиг распространялись и на современную музыку. Она была участницей ряда мировых премьер, среди которых наибольший интерес представляет «Визит старой дамы» Г.Эйнема (1971, партия Клэр). Певица также была ярким интерпретатором камерной и ораториальной музыки, произведений Баха, Бетховена, Брамса, Малера, Равеля и др.

В голосе Людвиг можно услышать редкостное сочетание звуковой густоты, свойственной меццо, с насыщенной яркостью красок прирожденного драматического сопрано. Восхищает необыкновенная музыкальность певицы. Именно она позволила ей убедительно интерпретировать столь различный по стилю репертуар.

Е. Цодоков

Публикации

Записи


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова