Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Верди «Ломбардцы в первом крестовом походе»

I Lombardi alla Prima Crociata

12.01.2011 в 15:54.
Франческо Хайес. Осада Иерусалима (1838-1850)

ЛОМБАРДЦЫ в первом крестовом походе (I lombardi alla prima crociata) / Иерусалим (Jerusalem) — опера Дж. Верди в 4 д., либретто Т. Солеры по поэме Т. Грасси «Джизельда». Премьера 1-й редакции (под названием «Ломбардцы в первом крестовом походе»): Милан, театр «Ла Скала», 11 февраля 1843 г.; 2-й редакции («Иерусалим») — Париж, Королевская академия музыки, 26 ноября 1847 г.; в России — Одесса, силами итальянской труппы, 17 апреля 1845 г.; Петербург, силами Императорской итальянской оперы, 31 октября 1845 г. Спектакль пользовался большим успехом.

Сюжет, развитый в поэме Т. Грасси (1826) и, соответственно, в либретто оперы, восходит к одному из эпизодов «Освобожденного Иерусалима» Т. Тассо.

Братья Арвино и Пагано любят одну и ту же девушку, она же отдает предпочтение Арвино. От их брака родилась дочь Джизельда. Пагано, изгнанный из Милана, тайно вернулся в родной город. С группой сообщников он проникает ночью в дом отца, чтобы убить ненавистного брата, но его жертвой падает отец. Потрясенный совершенным преступлением, Пагано пытается покончить с собой, но схвачен и вновь осужден на изгнание. Как отшельник он поселяется в пустыне.

Крестовый поход ломбардцев в Палестину. Джизельда, сопровождавшая своего отца Арвино, захвачена в плен и находится в руках антиохийского тирана Аччано. Сын его Оронте влюбляется в пленницу. Когда крестоносцы, предводительствуемые Арвино, захватывают Антиохию, Джизельда защищает Оронте, и отец хочет убить дочь. Вмешательство отшельника спасает ее. Джизельда и Оронте бегут из Антиохии. Отец проклинает дочь. Оронте тяжело ранен. Вновь появляется отшельник. Он обращает Оронте в христианство, и юноша умирает в объятиях возлюбленной. Перед решающей атакой на Иерусалим — новая встреча Арвино с дочерью. Отшельник, принимавший участие в бою, тяжело ранен. Перед смертью он открывает свое имя брату и просит его о прощении. Арвино обнимает Пагано. Крестоносцы занимают город.

Сложная, запутанная и малоправдоподобная интрига явилась лишь предлогом для создания патриотической музыкальной драмы. Личные конфликты, ненависть и соперничество в любви отступают на задний план, когда речь идет о борьбе за свободу отчизны. Тема любви Джизельды и Оронте утверждает равенство людей независимо от расы и веры. Как и "Набукко", «Ломбардцы» — опера больших масс, опера героическая. В ней покоряют прежде всего хоры крестоносцев, мощная картина победы, венчающая произведение. Несмотря на вмешательство цензуры, Верди удалось отстоять целостность своего сочинения. Опера имела большой успех. Под ее впечатлением поэт Дж. Джусти создал стихотворение «Церковь Сант-Амброджо», где противопоставил хор итальянских крестоносцев немецкой песне, которую запевают австрийские солдаты. Вслед за Миланом «Ломбардцы» были поставлены в других городах Италии, затем и за границей. В России опера, впервые исполненная итальянской труппой в 1845 г. (Петербург), имела большой успех. Правда, консервативная критика — Р. Зотов, Ростислав (Ф. Толстой) — нашла ее чрезмерно драматичной и мало мелодичной.

Парижская версия «Ломбардцев» отличается новым либретто. По предложению Скриба Г. Ваэз и А. Ройе изрядно видоизменили действие и перенесли события из Италии во Францию (Тулуза), превратив итальянских крестоносцев во французов. Позднее эта версия была переведена на итальянский язык, однако на родине композитора не прижилась. В России же она исполнялась в 1872 г. в Киеве, затем в Петербурге в сезоне 1880/81 г. на сцене Большого театра силами Императорской итальянской оперы. В XX в. можно отметить ее постановку в Венеции в 1963 г. (Д. Арагаль — Гастон). В последние десятилетия 1-я редакция ставилась, в частности, в Лондоне (1976, театр «Ковент-Гарден»; С. Шаш — Джизельда) и Нью-Йорке (1993, театр «Метрополитен-опера»; С. Реми — Пагано, Л. Паваротти — Оронт).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова