Лёгкая музыка

06.06.2011 в 16:35.

Признаемся сразу - термин этот не из самых удачных. В самом деле: если есть легкая музыка, значит должна быть и тяжелая? Но уж такой нет на свете. Бывает музыка серьезная, мрачная, грустная, трагическая - но только не тяжелая.

Поэтому и вместо «легкой» лучше говорить как-то по-другому. Например - развлекательная. Действительно: именно развлекательная музыка и является самой «легкой», доступной по содержанию. Она не вызывает глубоких раздумий. Ее дело - развлечь, а иногда и отвлечь, дать отдохнуть. Однако «легкая» и «развлекательная» - не синонимы. Ведь к легкой музыке относятся оперетта, танцевальная музыка, эстрадные песни, джазовые композиции. А это - далеко не всегда только развлечение. И оперетты бывают такие, как, например, «Вольный ветер» Дунаевского, где говорится о борьбе за мир против поджигателей новой войны. И эстрадные песни есть веселые, а есть и очень серьезные, драматичные, заставляющие глубоко задуматься... Да и джаз - тоже не всегда развлекательное искусство. И тем не менее - живет такой термин - легкая музыка. И приходится его принимать. Только будем всегда помнить, насколько он условен.

Л. В. Михеева


Когда мы говорим о легкой музыке где-то поблизости от серьезной, волей-неволей возникает оттенок пренебрежения, отношения к ней как к чему-то второсортному.

Это сложный вопрос. Полемика о легкой и серьезной музыке ведется с античных времен. Легкая музыка безусловно низкий жанр по отношению к серьезному искусству, которое исстари даже называют высоким.

Но вместе с тем без низких жанров невозможны высокие. И это не только в музыке. В искусстве существование низких, легких жанров - объективная потребность человеческого бытия, закономерность человеческой культуры. Без комедии не может быть трагедии, без песни - оперы, без танца - симфонии, без частушки - поэмы, без анекдота - романа. Подумайте с этой точки зрения о трагедиях Шекспира, о симфониях Шостаковича, и вы поймете, сколь глубоко в настоящем искусстве взаимопроникновение этих жанров.

Спор возникает тогда, когда низшие и высшие жанры пытаются столкнуть в борьбе за монополию, лидерство. Здесь ошибаются обе стороны. Ни один из жанров не должен вытеснять другой. У каждого свое место в жизни и в культуре, свое назначение. Более того, равновесие в понимании низкого и высокого приводит к их гармонии, полезному обмену ценностями, творческими влияниями, к богатству культуры и искусства. Нарушение же такого равновесия крайне вредно и для жанров и для культуры в целом. Серьезное искусство засушивается, сворачивается в элитарное. Легкое - примитивизируется, становится средством оболванивания массового потребителя. Вот к чему приводит ханжеское высокомерие по отношению к естественной и необходимой части культуры. В этом случае легкое искусство рассматривается вне культуры, вернее, вне искусства, как субкультура. А между тем уважительного отношения требуют как высокий, так и низкий жанры искусства. То и другое требует таланта, труда, вдохновения, материального обеспечения, критики, талантливых исполнителей.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова