Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Владимир Крайнев (Vladimir Krainev)

30.04.2011 в 22:56.

Владимир Всеволодович Крайнев / Vladimir Krainev

"Дар музыкального общения" - так назывался один из очерков о Владимире Крайневе, опубликованный в середине 80-х годов. Действительно, это свойство в высшей степени присуще музыканту, впрочем, как и дар человеческого общения, приветливость, душевная доброта. В упомянутом очерке, в частности, отмечалось: "Последнее десятилетие - качественно новый виток в биографии Крайнева. Наступает, как принято говорить, период творческой зрелости. Конечно, с возрастом у артиста меняются определенные представления, художественные принципы и привязанности, однако основа исполнительского облика Владимира Крайнева остается неизменной. А состоит она... в необычайной демократичности его искусства, особом даре музыкальной общительности. Недаром у него мгновенно возникает контакт с любой слушательской аудиторией. И дело тут не в популярности программ, а в самом характере пианистического почерка, в огромной самоотдаче музыканта, в искренности его ярких высказываний. Щедрость эмоций, инструментальная красочность, прирожденная музыкальная чуткость, позволяющая мгновенно ощутить реакцию зала - все эти качества во многом объясняют стабильность успеха Крайнева на концертной эстраде".

В 1970 году Крайнев решил принять участие в Конкурсе имени Чайковского. Это было некоторой неожиданностью для многих любителей музыки: они уже привыкли к тому, что он занял прочное место среди концертирующих пианистов. Последнее обстоятельство как-то заставило забыть о возрасте Крайнева: к моменту открытия московского соревнования ему едва минуло 26 лет. Просто артистическая карьера пианиста началась чрезвычайно рано. Этому, конечно, способствовали конкурсные успехи - в 19 лет он получил вторую премию на конкурсе в Лидсе, а через год стал победителем соревнования в Лиссабоне. Все это в период учебы у Г. Г. Нейгауза (до 1964 года); окончил Московскую консерваторию Крайнев в 1967 году по классу С. Г. Нейгауза, а затем в течение двух лет совершенствовался у него же в аспирантуре. Первая премия Конкурса имени Чайковского как бы подвела итог творческой юности Крайнева, итог весомый и внушительный.

Впрочем, уже к этому времени исполнительский почерк пианиста во многом определился. Как отмечал журнал "Советская музыка", "в его исполнении проявляются и культура, и музыкальная зрелость, и мастерство. Он играет свободно, с легкостью преодолевая технические трудности. Его звуковая палитра богата и включает множество тонких оттенков, разнообразных красок".

Если говорить о репертуаре артиста, то тут прежде всего следует обратить внимание на его приверженность к произведениям крупной формы. Его клавирабенды - это почти всегда или сонатные вечера (Гайдн, Бетховен, Скрябин, Прокофьев и др.) или программы, включающие такие произведения, как шубертовский "Скиталец", "Симфонические этюды" Шумана, "Картинки с выставки" Мусоргского. В миниатюрной сфере, как говорит сам пианист, его "выручает" по большей части Шопен.

В концертном жанре он обращается к произведениям Гайдна, Моцарта, Бетховена, Листа, Чайковского, Рахманинова, Хиндемита, Бартока... Этот список каждый год пополняется; на сегодня "в распоряжении" пианиста более трех десятков фортепианных концертов. Традиционный журналистский вопрос - "Кто ваш любимый композитор?" - обычно приводит музыкантов в уныние, если не в негодование. Однако Крайнев, пожалуй, смело может назвать в этом случае имена Шопена и Прокофьева. В репертуаре артиста все шопеновские баллады, скерцо, 24 этюда и многие другие пьесы. Его натуре чрезвычайно близок и жизнерадостный, насыщенный волевым напором и энергией тонус музыки великого советского композитора. Интерпретация всех пяти концертов Прокофьева, а также большинства его сонат принадлежит к высшим достижениям Крайнева. С каждым сезоном ширятся бетховенские программы пианиста. Наконец, следует обратить внимание на постоянно растущий интерес артиста к камерно-ансамблевому музицированию. Среди его постоянных партнеров певец Е. Нестеренко, скрипач О. Крыса, валторнист Б. Афанасьев, кларнетист Л. Михайлов и другие инструменталисты. В каком бы качестве ни выступал артист, он постоянно держит в поле зрения новинки советской фортепианной литературы. Тут можно назвать в качестве примера Второй иТретий концерты Т. Хренникова, Первый Р. Щедрина, Второй А. Эшпая, а также Концерт А. Шнитке.

Крайнев ведет на редкость интенсивную гастрольную деятельность, его выступления вызывают живой интерес и у советской публики и за рубежом. По верному замечанию Евг. Баранкина, пианисту в высшей степени присущ дар музыкальной общительности. "Выходя на сцену,- подчеркивает критик,- Крайнев всегда знает, что хочет сказать слушателям, у него есть, чём с ними поделиться, и он делает это с той отдачей, с той щедростью, которые дороже всего ценятся зрительным залом".

В то же время, несмотря на стабильные успехи, музыкант весьма динамичен в своем творческом развитии. На это обращает внимание, в частности, В. Пасхалов: "Владимир Крайнев - музыкант, хорошо известный широкой публике. Его тонкое исполнительское чутье, ослепительный пианизм не нуждаются в рекомендациях. Но вместе с тем исполнитель с каждым новым выступлением раскрывает все новые и новые грани своего дарования. Сольные программы последних лет с явным тяготением к сочинениям крупномасштабным (триада прокофьевских сонат - 6, 7, 8-я, сонаты Скрябина, „Картинки с выставки" Мусоргского, Третья соната Брамса, „Ночной Гаспар" Равеля), выступления с концертами Прокофьева, Чайковского, Рахманинова, Р. Бунина, интерпретация старинной музыки, стремление к ансамблевой игре (брамсовские ансамбли, совместные выступления с Е. Нестеренко в циклах Мусоргского и Шостаковича) демонстрируют серьезность художественных намерений артиста". Таким предстает творческий диапазон пианиста.

В этом смысле интересна и своего рода автохарактеристика: "Мне кажется, что за последнее время я лучше, чем прежде, владею исполнительским „дыханием". Что я имею в виду под словом „дыхание"? Это как бы взгляд сверху на то, что ты делаешь на эстраде. Это полный контроль над собой, над всеми аспектами собственной интерпретации. К примеру, меня порой ругают за превышение темпов. Готов принять такую критику, когда темпы форсируются от отсутствия такого „дыхания": рука несется, а мозг за ней не успевает. Однако если я свободно контролирую себя в данном, пусть самом быстром темпе, если успеваю сделать то, что считаю нужным, значит, я сознательно задал себе такие темпы, и они, с моей точки зрения, художественно оправданны. При таком свободном „дыхании" не только себя контролируешь, но и публику ведешь за собой".

...Когда-то Г. Г. Нейгауз сказал: "Крайнев - один из любимых моих учеников, это настоящее, большое дарование". Можно с уверенностью констатировать, что надежды замечательного советского педагога, воспитателя многих талантливых пианистов, с блеском оправдались.

Помимо концертной деятельности В. В. Крайнев продолжает вести преподавательскую и организаторскую работу.

В Большом зале Московской консерватории ежегодно проходят абонементные концерты «Владимир Крайнев приглашает» (до 1999 г. абонемент назывался «Владимир Крайнев, его друзья и ученики»). В этих концертах принимали участие выдающиеся современные музыканты: М. Д’Альберто, Б. Анжерер, Ж.Ф. Эссер и М. Берофф (Франция), Кун Ву Пек (Корея), В. Манц (Германия), Г. Нейгауз (Израиль) и другие.

Фонд В. В. Крайнева проводит Международные музыкальные фестивали «Владимир Крайнев приглашает» на Украине, в Казахстане и Киргизии. Кроме того, на счету фонда фестиваль «Южный берег Крыма» в Симферополе и Ялте, концерты в Санкт-Петербургской государственной филармонии, в Днепропетровске, Киеве, Харькове, Тюмени, Перми, Ижевске, Самаре, Екатеринбурге, Ярославле, Тольятти, Бишкеке, а также в Чехии, Словакии, Словении, Турции, Австрии, Франции, Германии, Болгарии, Израиле, США, Италии.

В октябре 1996 года Фонд В. В. Крайнева стал одним из создателей музыкального фестиваля детского творчества в чернобыльском городе Славутич. Фонд принимал участие в организации Международных конкурсов имени С. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге, председателем жюри которого является В. В. Крайнев. Владимир Всеволодович постоянно проводит мастер-классы в различных городах России и за ее пределами.

В. В. Крайнев является членом жюри известных международных музыкальных конкурсов: в Лидсе, Лиссабоне, Монте-Карло, Больцано, Мюнхене, Токио, Санкт-Петербурге, Москве (Конкурс имени П.И. Чайковского).

В. В. Крайнев удостоен звания народного артиста СССР (1990), лауреата Государственной премии СССР (1986), Государственной премии РФ (2003). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III (2004) и IV степени (1997), «Знак Почета» (1980). Является академиком Академии гуманитарных наук России.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова