Мариан Коваль (Marian Koval)

02.10.2011 в 15:49.
Мариан Викторович Коваль / Marian Koval

В дневниковых записях Евгения Александровича Мравинского можно набрести на такую строку: «...Есть кадры бытия, когда прошедшее еще не стало окончательно прошлым». Столетие со дня рождения русского композитора Мариана Коваля (М.В.Ковалев, 1907 — 1971) — добрый культурно-исторический повод реально ощутить прошедшее как не окончательно прошлое и, протерев глаза, задуматься: все ли из того, что мы с легкостью «отчисляем» прошлому, действительно потеряло для нас живую художественную притягательность и, следовательно, ценность?..

Постоянных эпитетов «великий» и «гениальный» по праву удостоились совсем единицы. Но сколько же достойных и достойнейших творцов искусства оказались «вне игры» на поле бурных и протяженных во времени общественно-политизированных баталий внутри самой художественной среды и шире. Предубеждение дальше от истины, чем незнание. Оказаться в сетях предубеждения и не погибнуть от удушья — испытание, посильное не каждому. Но художник, не изменивший себе в творчестве, пусть и ослабевший, поникший от невнимания и безразличия к своим трудам, от собственных житейских неловкостей или опережающей время принципиальности в отстаивании главной своей идеи и своего пути, ошибавшийся, но и превратно истолкованный — всегда победитель, всегда редкость. Не всегда это становится ясным при его жизни...

О Мариане Ковале, авторе оратории и оперы «Емельян Пугачев», песни «Юность», прекрасных хоров, психологически тонких вокальных сцен в традиции Мусоргского (их высоко ставил Свиридов), обошедшей многие театральные сцены детской оперы «Волк и семеро козлят», оперы военной поры «Севастопольцы», вокального цикла «Пушкиниана», выразительных пьес для фортепиано, арфы и все же прежде всего для человеческого голоса, ибо обладал редким и органичным мелодическим даром, выросшим из глубинного, «генного» родства композитора с русской народной песней и русской музыкальной классикой, — о Мариане Ковале, используя современную фразеологию, можно было бы сказать «знаковая фигура» и добавить: «своего времени».

Но если ограничения во времени справедливы в отношении музыкально-общественной жизни композитора (один из непосредственных организаторов Союза советских композиторов СССР и член его руководящего секретариата; в течение ряда лет, начиная с 1948 года, редактор журнала «Советская музыка», один из художественных руководителей Хора имени М.Е.Пятницкого в 1957 — 1962 годах; народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств Литовской ССР, лауреат Сталинской — Государственной премии первой степени, на деньги от которой был выстроен в годы войны именной танк), то музыка М.Коваля — в его вершинных достижениях — по справедливости должна быть отнесена к «основному фонду» отечественной музыкальной культуры минувшего века, и прежде всего к тому ее историческому «хранилищу», что овеяно глубинным ощущением красоты и психологической выразительности русской песни и благородным чувством родства с отечественной классикой в музыке и поэзии.

Своим музыкальным воспитанием и раскрытием композиторского дарования М.Коваль обязан отцу — нижегородцу, филологу, образованному музыканту-любителю, овдовевшему при самом рождении сына; деду и нижегородскому церковному хору, которым управлял дед; педагогам музыкальных школ в Нижнем и Петрограде (здесь директором был композитор С.Ляпунов). В Петроградском музыкальном техникуме он занимался у М.Бихтера и слушал лекции по истории музыки В.Каратыгина. В Московской консерватории, на композиторском факультете, М.Коваль в классе М.Гнесина. С трогательным вниманием отнесся к молодому композитору великий Николай Мясковский. В письме от января 1932 года он писал М.Ковалю: «...Что касается Вас, то мне кажется, что если Вы не знаете, то должны чувствовать мое отношение к Вам и Вашему творчеству, чтобы хоть минуту сомневаться в моем самом горячем желании помочь Вам во всех Ваших планах и начинаниях...»

Планов и начинаний у М.Коваля было действительно много. Многое осуществилось. На многое не хватило времени, или художник не сумел своим временем должно распорядиться (начав сочинять в 17 лет, он умер неполных 64-х). Обзору его творчества посвящены книги известных музыковедов — М.Брук, Г.Поляновского, Д.Локшина.

Историческая судьба композитора во многом зависит от того, кто и как исполняет его сочинения. Но еще больше она зависит от культурной памяти общества, которое в силу своих потребностей на каждом новом отрезке времени обращает свои взоры то к одному герою, то к другому.

Музыка Мариана Коваля хранит в себе неповторимую мелодическую красоту русского склада жизни (в любую эпоху). Уже поэтому она интересна и ценна для будущего времени.

Дмитрий Семенов

Произведения

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова