Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Кабалевского «Кола Брюньон»

Colas Breugnon

31.05.2011 в 10:56.

КОЛА БРЮНЬОН / Мастер из Кламси — опера Д. Кабалевского в 3 д. (8 к.) с прологом, либретто В. Брагина и композитора по повести Р. Роллана «Кола Брюньон». Премьера 1-й редакции (в 3 д., 6 к., либретто В. Брагина): Ленинград, Малый оперный театр, 22 февраля 1938 г., под управлением Б. Хайкина; 2-й редакции — там же, 16 апреля 1970 г.

Образы полнокровной, прославляющей радость бытия книги Роллана нелегко перенести на оперную сцену. Рассказ в ней ведется от первого лица. Сохранивший и в старости молодость духа Кола вспоминает прошлое. Действие течет как бы в двух планах: старость и юность соприкасаются, воспоминания и настоящее сливаются. В опере события из воспоминаний перенесены в действительность. В центре — конфликт между художником, резчиком по дереву, молодым Кола и герцогом, который пытается привлечь на свою сторону кламсий-ского мастера. Кола доверчив и временно идет за герцогом. Возникает конфликт между ним и восставшими крестьянами с их вожаком Гамби. В финале Кола разгадывает двуличие герцога. Многие ситуации, и в частности конфликт Кола — Гамби, домыслены автором либретто. Слабость и надуманность некоторых сюжетных положений затруднили работу композитора.

Кабалевский приступил к сочинению, глубоко изучив музыкальную культуру Франции, поставив перед собой задачу, не стилизуя и не подделываясь под старину, раскрыть историю современными средствами. Музыкальные формы «Мастера из Кламси» богаты и разнообразны. Здесь и развитые драматические сцены, и большие монологи, ариозо, ансамбли, хоры, симфонические антракты, обобщающие действие.

В опере даны красочные картины народной жизни: сбор винограда, праздничное веселье, горе при наступлении бедствий (война и чума). Массовые сцены полны мужества, неиссякаемого оптимизма, духовной силы. На этом живописном фоне развертывается драма Кола. Кламсийский мастер жизнелюбив, страстен, самоотвержен, мужествен. Он обладает большой и щедрой душой, лирика его (сцены с Селиной) проникновенна. Необычайно богат внутренний мир героя, неисчерпаема его духовная энергия.

По разнообразию и свежести выразительных средств, по яркой талантливости музыки «Кола Брюньон» — одно из крупнейших достижений советского музыкального театра. Шостакович писал в 1964 г. о первом знакомстве с оперой: «Помню удивительное впечатление от „Мастера из Кламси" в постановке Малегота. Темпераментный спектакль и совершенно обаятельная музыка! Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность — свойства тем более ценные, что добыты они весьма простыми выразительными средствами. Композитор и не нуждался в особо сложных приемах. В самом тонусе ярко театральной лирики заключены такая неистребимая жизненная сила, такое противление злу и насилию, что слушатели просто не могли не поддаться ее власти. <...> Безыскусственная народно-песенная стихия „Брюньона", его общий ренессансный тон, ажурный и в то же время вполне земной, юмор и шутка, грустное тепло медленных эпизодов, пленительное моцартиан-ство лирической скерцозности, наконец, некоторые черты ла-догармонического стиля — во всем этом сказался большой художник, музыкант нашего времени. И здесь же, рядом, по контрасту — зловещие „чумные" сцены, а затем победная песня восставшего народа в духе массовой музыки французской революции. „Мастер из Кламси" — воистину весна дарования Кабалевского, дарования по преимуществу оперного, то есть подразумевающего зримую пластику музыкальных образов».

Произведение Кабалевского высоко оценил Р. Роллан.

А. Гозенпуд

Ссылки по теме


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова