Евгений Кисин (Evgeny Kissin)

01.04.2011 в 21:33.

Евгений Кисин (Evgeny Kissin)

Пожалуй, со времен конкурсного дебюта Вана Клиберна ни одно пианистическое открытие так не взбудоражило советскую музыкальную общественность, как выступления юного Евгения Кисина в середине 80-х годов. Ученик средней специальной школы имени Гнесиных сразу стал любимцем москвичей, потом с триумфом гастролировал в Ленинграде, а потом начались и зарубежные его поездки. Он играл разную музыку, но преимущественно произведения Шопена, всякий раз демонстрируя и свободную виртуозность и, главное, великолепную стилистическую чуткость, подкупающий артистизм.

Вновь заговорили о вундеркиндах на концертной эстраде, о загадочной природе этого явления, о необходимости бережного отношения к таланту. В общем никто не возражал против встреч с искусством одаренного школьника, но определенные нюансы мнений замелькали на страницах специальной печати. С. Мальцев в "Советской музыке" писал: "Концерты Кисина выдвигают проблему детского и юношеского исполнительства. Порой приходится слышать: зачем столь юному музыканту так рано выступать, нет ли в этом чего-то нездорового, ненормального? Но с каких пор достижения в искусстве „мерились" с позиций „нормы"? И где ее искать, эту „норму"? Разве не являются нормой Искусства как раз исключения? И, наконец, самое важное: не недооцениваем ли мы в наших методиках музыкального воспитания действительных музыкальных потенций, которыми обладают наши юные таланты?!"

Также высоко оценивая дар пианиста, Г. Цыпин следующими словами завершал свою рецензию 1985 года на вечер камерного оркестра "Виртуозы Москвы", где прозвучал, в частности, Концерт ля мажор Моцарта: "После выступлений Кисина нередко спрашивают с недоумением в голосе: как, каким образом удается ребенку проникнуть в сокровенную суть таких недетских произведений, как, скажем, фортепианные концерты Моцарта или Шопена? Только интуитивно и никак не иначе. Благодаря своему редкостному, практически безошибочному музыкальному инстинкту. Этим-то и впечатляет более всего его талант. Кисин предвосхищает художественным чутьем, всепроникающей догадкой своей все то, чего, разумеется, нет еще в его собственном опыте - жизненном и творческом. Кстати, это и есть отличительная черта детей, называемых вундеркиндами. Тех, кто далеко и намного обгоняет возможности своего возраста... В прошлом году Женя Кисин выступил на концерте в БЗК вместе с Дмитрием Китаенко. Теперь — с Владимиром Спиваковым. Конечно, приятно видеть внимание прославленных музыкантов к своему юному коллеге по искусству. В то же время, когда присутствуешь на публичных выступлениях мальчика, в голову иной раз закрадывается мысль: а не лучше было бы, если до поры до времени он не был слишком избалован этим вниманием? Наверняка-лучше..."

Так или иначе, но в своих восхищениях оказались единодушны и любители музыки, и самые требовательные профессионалы. Особенно выразительный портрет Кисина дал в журнале "Музыкальная жизнь" Дмитрий Башкиров: "Что больше всего поражает в облике Жени и его игре, что делает его художественным явлением особого порядка? Абсолютное слияние с музыкой, погружение в нее и рождение ее как бы заново под его пальцами, удивительное чувство пропорции, не прерывающееся ни на одно мгновение состояние творчества. Особая гибкость и благородство фразировки, интуитивно безупречное чувство времени дают ему возможность воплотить шопеновское rubato... Фразировка Кисина естественна, как дыхание, выразительна и гуманна, как речь возвышенного поэта... Великолепная пластика пианизма Кисина лишена даже тени усилия или усердия... Редкой красоты звучание рояля никогда не переходит границу эстетически прекрасного. Тончайшая педализация - следствие не только особого слухового, гармонического и интонационного контроля, но и воображения! Все это позволяет Жене выражать себя и музыку с редким мастерством. Как не вспомнить хотя бы Larghetto из Фа-минорного концерта, исполненное в этот вечер прямо-таки с совершенством поразительным!.. Как удается ему выразить с пронзающей душу простотой и глубиной поэзию трагизма поздних мазурок и стремительные легкие видения Вальса ми минор Шопена, юношескую пылкость и духовность "Посвящения" Шумана в обработке Листа. Примечательно, что впечатление не только не ослабевает, но даже усиливается при прослушивании записи выступления Жени. Слушая его и наблюдая, поражаешься несоответствию между детским обликом и глубиной постижения сути исполняемого. Только слушая запись - покоряешься выразительности и мастерству, полностью отрешаясь от мысли, что это играет ребенок..."

В 1985 году Евгений Кисин впервые выехал с концертами за рубеж, в 1987 дебютировал в Западной Европе на Берлинском фестивале. В 1988 году выступает с Гербертом фон Караяном на Новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра, исполнив 1-й концерт Чайковского.

В сентябре 1990 года состоялся дебют Кисина в Северной Америке, где он исполнил 1 и 2 концерты Шопена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. А неделю спустя музыкант выступает с сольным концертом в Карнеги Холл. В феврале 1992 года Кисин принимает участие в церемонии Grammy Awards в Нью-Йорке, транслировавшейся по телевидению на аудиторию, состоявшую, согласно подсчётам, из миллиарда шестисот миллионов зрителей. В августе 1997 года дал сольный концерт на фестивале «Proms» в лондонском Альберт Холле — первый клавирабенд за более чем 100-летнюю историю фестиваля.

Кисин ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Америке и Азии, собирая неизменные аншлаги; выступал с ведущими оркестрами мира под управлением таких дирижёров, как Клаудио Аббадо, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Валерий Гергиев, Карло Мария Джулини, Колин Дэвис, Джеймс Ливайн, Лорин Маазель, Рикардо Мути, Сейджи Озава, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Георг Шолти и Марис Янсонс; среди партнёров Кисина по камерной музыке — Марта Аргерих, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Томас Квастхофф, Гидон Кремер, Александр Князев, Джеймс Ливайн, Миша Майский, Исаак Стерн и другие. Ведущие музыканты нашего времени, равно как и многочисленные слушатели Кисина во всём мире отмечают такие черты его исполнительского искусства, как поэтичность и глубину, романтическую одухотворённость и возвышенность; музыкальные критики называют Кисина наследником Артура Рубинштейна, Святослава Рихтера, Владимира Горовица.

Живёт в Нью-Йорке и Лондоне.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова