Опера Моцарта «Дон Жуан»

Don Giovanni

12.01.2011 в 13:43.

Опера Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан». Постер Рафала Ольбиньского

Комическая опера (dramma giocoso) в двух действиях; либретто Л. Да Понте.
Первая постановка: Прага, Национальный театр, 29 октября 1787 года.

Действующие лица:

Дон-Жуан (баритон), донна Анна (сопрано), дон Оттавио (тенор), Командор (бас), донна Эльвира (сопрано), Лепорелло (баритон), Церлина (сопрано), Мазетто (бас), крестьяне и крестьянки, слуги и музыканты.

Действие происходит в Испании.

Действие первое

Сад перед домом Командора. Ночь. Лепорелло, слуга Дон-Жуана, ожидает хозяина, проникшего во дворец ради очередной галантной интрижки. Внезапно он выбегает из дома, преследуемый дочерью Командора донной Анной. Командор вызывает его на поединок, Дон-Жуан убивает его и скрывается вместе с Лепорелло. Донна Анна заставляет своего жениха Оттавио поклясться, что он отомстит за наглое убийство.

Вид на старый замок. Раннее утро. Дон-Жуан выслушивает упреки своего слуги. Раздаются шаги женщины, и он спешит одержать очередную победу. Встреченная им путница клянет покинувшего ее подлеца («Ah, chi mi dice mai»; «Ах, если б мне сказали»). Дон-Жуан хочет утешить ее, но узнает Эльвиру: она осыпает его упреками за то, что он покинул ее, объявив своей женою. Но соблазнитель скрывается, оставив Лепорелло давать объяснения. Тот долго перечисляет женщин, обманутых предприимчивым господином («Madamina, il catalogo e questo»; «Вот извольте! Этот список красавиц»). Эльвира уходит, тоже поклявшись отомстить.

Молодые крестьяне празднуют свадьбу Мазетто и Церлины. Дон-Жуан, оценивший красоту невесты, приказывает Лепорелло отвести всех в свой замок, оставив его наедине с Церлиной. Дон-Жуан обещает жениться на ней (дуэт «La ci darem la mano»» «Ручку, Церлина, дай мне»). Увлекая девушку с собой, он сталкивается с Эльвирой, которая предупреждает Церлину об опасности и уводит с собой («Ah, fuggi il traditor»; «Беги, беги скорей»). Донна Анна и Оттавио приходят искать поддержки прямо в замок Дон-Жуана, не зная, кто его хозяин. Эльвира предостерегает их, в то время как Дон-Жуан пытается выставить ее за безумную, а потом ретируется (квартет «Non ti fidar, о misera»; «Не доверяй, несчастная»). Но донна Анна узнала его и побуждает к мести Оттавио («Or sai chi Гопоге»; «Теперь все известно»). Тот, оставшись один, полон решимости («Dalla sua расе»; «Мир и покой твой я охраняю»). Лепорелло успокаивает хозяина: он выставил за дверь Эльвиру и задержал Церлину. Дон-Жуан решает напоить крестьян: танцы непрерывно следуют один за другим (ария «Fin ch'han dal vino»; «Чтобы кипела кровь горячее»).

Сад близ дворца Дон-Жуана, вечер. Дон-Жуан приглашает на пир Церлину и Мазетто, а также донну Анну, Оттавио и Эльвиру, скрывших свои лица под масками и молящих небо о помощи («Ргоtegga il giusto cielo»; «Не дай ему, о небо, от нас теперь уйти»).

Зал во дворце. Дон-Жуан уединяется с Церлиной. Вскоре ее крики о помощи прерывают пир. Дон-Жуан пытается свалить вину на Лепорелло.

Действие второе

Улица на закате дня. Виден дом Эльвиры. Лепорелло, недовольный поведением своего господина, хочет уйти от него, но, получив деньги, смиряется. Дон-Жуан меняется с ним одеждой, чтобы успешнее прошло его свидание со служанкой Эльвиры. Эльвира выходит на балкон и оплакивает свою несчастную любовь к Дон-Жуану (терцет «Ah taci, ingiusto core!»; «О сердце, успокойся»). Дон-Жуан убеждает ее спуститься вниз и оставляет с переодетым Лепорелло. Сам же обращает к служанке нежную серенаду («Deh! vieni alia finestra»; «О, выйди поскорее»). Но тут появляется Мазетто с вооруженными крестьянами. Переодетому Дон-Жуану удается расстроить их ряды, направив по ложному следу, и поколотить Мазетто.

Темный вестибюль. Ночь. Лепорелло пытается избавиться от Эльвиры, но они наталкиваются на донну Анну, Оттавио, Мазетто и Церлину, жаждущих расправиться с Дон-Жуаном: Эльвира с трудом удерживает их (секстет «Sola, sola in buio loco»; «О, как страшно здесь одной мне»). Лепорелло открывает свое лицо и убегает. Оставшись одна, Эльвира охвачена противоречивыми чувствами («Mi tradi quel'alma ingrata»; «Он принес одно лишь несчастье»).

Кладбище. Видна статуя Командора. Ночь. Входит Дон-Жуан и весело подшучивает над Лепорелло. Его устрашает голос Командора: «Смеяться кончишь ты этой же ночью». Лепорелло читает надпись на постаменте: «Бесчестному убийце я и в могиле оплату приготовлю...» Под угрозами Дон-Жуана Лепорелло вынужден пригласить статую на ужин, статуя кивает (дуэт «Oh statua gentilissima»; «О, почтенная статуя»).

Комната в доме донны Анны. Оттавио убеждает ее выйти за него замуж, но на душе у нее неспокойно («Non mi dir bell'idol mio»; «Нет, жестокой, милый друг мой, ты меня не называй»).

Зал во дворце Дон-Жуана. Он пирует. Входит Эльвира, решившаяся убедить его изменить образ жизни. В ответ звучит восторженный, почти безумный тост Дон-Жуана «Да здравствуют женщины, да здравствует вино!» Эльвира уходит, но на пороге кричит от ужаса. Лепорелло возвращается тоже устрашенный: он увидел статую Командора. Дон-Жуан сам открывает дверь каменному гостю: он отужинает с ним, как обещал. Командор протягивает ему руку для пожатия, предлагая покаяться. Дон-Жуан отказывается. Пол зала разверзается, адское пламя поглощает Командора и наказанного распутника. Запах серы еще не успевает рассеяться, как входят Анна, Оттавио, Церлина, Мазетто и Эльвира. Лепорелло сообщает им о происшедшем. Все шестеро заключают историю назиданием: «Таков конец грешников: смерть их всегда подобна жизни».

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Макс Слефогт, Певец Франсиско д’Андраде в роли Дона Жуана в опере Моцарта, 1902

ДОН-ЖУАН (Don Giovanni) — веселая драма (по указанию в либретто; по партитуре — опера-буффа) В. А. Моцарта в 2 действиях, либретто Л. да Понте. Премьера: Прага, силами итальянской труппы Бондани, 29 октября 1787 г., под управлением автора; в Вене — 7 мая 1788 г.; в России — силами немецкой труппы под управлением С. Нойкома, в Петербурге — в 1804 Г., в Москве — 12 января 1806-го. Затем 31 января 1825 г. опера была исполнена в Москве итальянской труппой (этому спектаклю посвятил рецензию В. Одоевский); на русской сцене — 21 апреля 1828 г. в Петербурге (В. Самойлов — Дон-Жуан, А. Иванова — донна Анна, Н. Семенова — Церлина), 30 января 1839 г. в Москве (Н. Лавров — Дон-Жуан, А. Петрова — донна Анна, Н. Репина — Церлина, В. Живокини — Лепорелло). Оригинальное заглавие — «Наказанный распутник, или Дон-Жуан» — значилось на афише премьеры, однако в дальнейшем на первое место выдвинулось имя главного героя, а нравоучительное название стало необязательным добавлением.

В центре оперы стоит один из самых популярных образов мирового искусства. Подлинный Дон-Жуан, живший в XIV в., имеет мало общего с персонажем легенды. Родоначальник его литературной жизни — испанский драматург Тирсо де Молина, автор пьесы «Севильский соблазнитель», в которой герой, нарушивший законы человеческие и пославший вызов небу, жестоко наказан: статуя убитого им Командора увлекает его в ад. В дальнейшем эта фигура привлекала внимание многих великих писателей — от Мольера и Гольдони до Байрона и Пушкина. Среди музыкальных произведений на ту же тему в XVIII в. выделяются балет К. В. Глюка, оперы «Каменный гость» В. Ригини и Дж. Тритто, «Дон-Жуан» Дж. Альбертини, Дж. Гадзаниги, а из более поздних — «Наказанный распутник» П. Раймонди (1818). Особое место занимает «Каменный гость» А. Даргомыжского.

В либретто да Понте используются оперные обработки сюжета, в частности некоторые сценические положения оперы Ригини. Оно составлено мастерски и предоставляло большой простор творческой фантазии Моцарта. Композитор смело подошел к трактовке темы. В музыкальном театре в ту пору существовали два основных жанра — опера-сериа и опера-буффа. Моцарт, стремясь к раскрытию явлений действительности во всей их сложности и противоречивости, к слиянию драматического и комического, создал как бы новый оперный жанр. В «Дон-Жуане» он показал смешное, драматическое и даже страшное, трагическое, фантастическое; проблемы жизни и смерти получили глубочайшее воплощение. Значение оперы выходит за границы эпохи. На этом совершеннейшем создании гения учились и учатся поколения музыкантов; оно продолжает доставлять эстетическое наслаждение слушателям.

Действие развивается стремительно. Дон-Жуан в поисках любовных приключений проникает в дом донны Анны. Она зовет на помощь, и на защиту ее чести выступает старый Командор, ее отец. Дон-Жуан убивает его и скрывается вместе со своим слугой Лепоорелло. Донна Анна и ее жених Оттавио клянутся отомстить. Соблазненная и брошенная Дон-Жуаном Эльвира ищет неверного любовника. Тем временем он соблазняет Церлину, невесту крестьянина Мазетто. Замаскированные Оттавио, донна Анна, Эльвира входят в дом Дон-Жуана и обвиняют его в убийстве Командора. Все, в том числе Церлина и Мазетто, восстают против него, но ему удается скрыться. Придя на кладбище, он насмехается над статуей убитого Командора, приглашает его в гости. Статуя является на призыв и требует от грешника раскаяния, а после отказа Дон-Жуана увлекает его в ад.

Музыка передает ход событий, внутренний смысл действия, отсюда органическое единство лирики, драматизма, юмора. «Дон-Жуан» — опера характеров, проявляющихся в предлагаемых обстоятельствах. Ее герои — живые люди, выступающие на многообразном жизненном фоне. Праздник в доме Дон-Жуана, а затем ночная путаница, когда мстители принимают переодетого Лепорелло за его хозяина, переходят в пугающую сцену на кладбище. Если у Глюка моральные конфликты и страсти гениально воплощены в отвлеченных образах, то Моцарт раскрывает те же конфликты во всей их реальной остроте и глубочайшем драматизме. На смену героям, изображенным одной краской, приходят разнохарактерные действующие лица. Один и тот же персонаж может быть и злым и добрым, казаться искренним и быть лицемерным. Таков Дон-Жуан, самый сложный и яркий образ в оперном искусстве XVIII в. Интонации его непрестанно меняются, преображаются: они то грубо циничны, дерзки, то вкрадчиво нежны, то повелительны, то умоляющи. Этот искатель приключений — страстный, волевой человек. В нем с неповторимой силой воплощена философия гедонизма, культа наслаждения, в жертву которому приносятся чужие жизни. Моцарт не развенчивает его, не создает на него карикатуры, а рисует по-шекспировски многопланово, и образ этот вызывает одновременно восхищение и ужас. В Дон-Жуане есть нечто от сатанинской власти над людьми, которой обладает Ричард III Шекспира, обольщающий у гроба мужа вдову убитого им человека.

Сложность и многообразие свойств и качеств, которыми наделил Моцарт своего героя, дали повод для различных и зачастую противоречивых трактовок, в частности для романтически-идеализирующей, принадлежащей Э. Т. А. Гофману. Согласно его концепции, Дон-Жуан не развратник — он ищет в женщинах воплощение некоего идеала и, разочарованный, отдается культу наслаждения. Гофман прав в другом: он расслышал в музыке донны Анны не только жажду мести убийце отца, но и затаенную оскорбленную любовь к Дон-Жуану, — любовь, принявшую облик ненависти. Эта своеобразная трактовка получила убедительнейшее воплощение в осуществленной Г. Малером венской постановке (1904), в которой партию донны Анны исполняла крупнейшая австрийская артистка А. Мильденбург.

Совершенство музыки, психологическая глубина гениального творения Моцарта определили его исторически поворотную роль в истории оперного жанра. Чайковский называл «Дон-Жуана» вершиной искусства. В главных партиях оперы выступали крупнейшие артисты мира. Среди лучших исполнителей XX века — Э. Фишер-Дискау, Ч. Сьеппи, Р. Раймонди, С. Реми, Т. Аллен (Дон-Жуан), Э. Шварцкопф, Дж. Сазерленд, Э. Грюммер, Т. Берганса, К. Те Канава (донна Анна), Р. Таубер, Ф. Вундерлих, Н. Гедда (дон Оттавио) и др. Интересные спектакли были представлены на Зальцбургском фестивале в 1952 и 1954 гг. под управлением В. Фуртвенглера, в 1987 г. под управлением Г. фон Караяна (С. Реми — Дон-Жуан) и в 2002-м под управлением Н. Арнонкура (Т. Хемпсон — Дон-Жуан, А. Нетребко — донна Анна), на фестивале в Сполетто в 1967 г. в постановке Д. Менотти. Дж. Стрелер поставил замечательный спектакль в «Ла Скала» в 1987 г., а затем показал иную интерпретацию в Генуе в 1994-м, когда «Дон-Жуан» прозвучал и на Глайндборнском фестивале. На отечественной сцене опера Моцарта неоднократно ставилась до 1917 г. и позднее (Москва, Ленинград, Таллинн, Тбилиси и др.), ставится и теперь. Можно назвать постановки Б. Покровского в московском Камерном музыкальном театре (1987) и немецкого режиссера К. Вагнера в петербургском Театре им. Мусоргского (1997). Несколько раз к «Дон-Жуану» обращался Мариинский (Кировский) театр — в 1924, 1956, 1987, 1999 гг.

В 1979 г. опера была экранизирована (режиссер Дж. Лоузи, дирижер Л. Маазель; Дж. Раймонди — Дон-Жуан, Т. Берганца — донна Анна).

А. Гозенпуд

Записи

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова