Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Джаз

12.01.2011 в 00:21.

Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?

Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.

В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам - всему, что находилось под рукой.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг - музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэлс.

А в конце XIX века появились и другие песни - песни-жалобы, песни протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали себе на каком-нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливали гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе настоящие гитары.

Очень любили негры играть в оркестрах, но и тут инструменты приходилось изобретать самим. В дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы, натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса, стиральные доски. После окончания гражданской войны 1861 - 1865 годов в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты попали в лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то негры, наконец, смогли получить настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах.

Чернокожие музыканты играли марши, танцы. Играли, подражая манере исполнения спиричуэлс и блюзов - их национальной вокальной музыки. На своих трубах, кларнетах, тромбонах они воспроизводили особенности негритянского пения, его ритмическую свободу. Нот они не знали; музыкальные школы белых были закрыты для них. Играли по слуху, учась у опытных музыкантов, прислушиваясь к их советам, перенимая их приемы. Так же по слуху сочиняли.

В результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка - джаз.

Основные особенности джаза - это импровизационность и свобода ритма, свободное дыхание мелодии. Музыканты джаза должны уметь импровизировать либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Что же касается джазового ритма (он обозначается словом свинг от английского swing - качание), то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так: «Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя фактически темп остается неизменным».

Со времени своего возникновения в южном американском городе Нью-Орлеан джаз успел пройти огромный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем и во всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли белые музыканты. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бении Гудмен, Глен Миллер. Это певицы Элла Фицджералд и Бесси Смит.

Музыка джаза повлияла на симфоническую и оперную. Американский композитор Джордж Гершвин написал «Рапсодию в стиле блюз» для фортепиано с оркестром, использовал элементы джаза в своей опере «Порги и Бесс».

Джазы есть и у нас в стране. Первый из них возник еще в двадцатые годы. Это был театрализованный джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова. На многие годы связал с ним свою творческую судьбу композитор Дунаевский. Наверное, вы тоже слышали этот оркестр: он звучит в жизнерадостном, до сих пор пользующемся успехом фильме «Веселые ребята».

В отличие от симфонического оркестра в джазе нет постоянного состава. Джаз - это всегда ансамбль солистов. И даже если случайно составы двух джазовых коллективов совпадут, все-таки совсем одинаковыми они быть не могут: ведь в одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом окажется какой-то другой музыкант.

Л. В. Михеева


Ровесник XX века, дитя американских негров — уже не рабов, но еще не равноправных граждан, — он подарил миру неисчислимые богатства неведомых прежде музыкальных и психологических ощущений. Раскованность и печаль, протест и подавленность, откровенная эротичность и холодная сдержанность. Все, что обрушивается на современного человека снаружи — из внешнего мира и изнутри — его одиночество, непредсказуемая реакция психики на глобальные мировые катаклизмы, — создает неведомый прежде духовный мир современного человека. И портрет этот невозможно представить без звучания джаза. То ли в нас так прочно сидят стереотипы, навязанные фильмами — художественными и документальными, то ли мы интуитивно это ощущаем, но джаз безусловно неотъемлемая черта звуковой среды современности. Вероятно, поэтому нет ни одной сферы современной музыки, как профессионально-академической, так и популярной, которая бы не испытала воздействия его ритмов и интонаций.

Унаследованные от африканских предков, мелодии и ритмы американских негров глубоко своеобразны. А в сочетании с традициями европейской музыки они породили совершенно новый, оригинальный стиль, получивший название jazz. Джаз возник в Новом Орлеане в среде негритянских музыкантов, в распоряжении которых были рояль, духовые и ударные инструменты. Собственно от этого состава, получившего название jazz-band, и пошло название стиля.

Искусство живое, жизненное, темпераментное, народно-профессиональное, джаз на всем протяжении своей истории очень гибко реагировал на всевозможные стилевые, социальные, национальные процессы. Поэтому существует множество разнообразных стилей джаза. Самый ранний — новоорлеанский (названный по имени города, в котором он возник) — отличался тем, что исполнение популярных песен, спиричуэлов, блюзов, рэгтаймов строилось как коллективная полифоническая импровизация духовых инструментов. Главная роль принадлежала трубе, кларнет расцвечивал ее тему мелкими узорами, а тромбон подчеркивал основные контуры темы. Новоорлеанскому стилю свойственны блеск и темперамент, зажигательность. Эти джазовые ансамбли, если они состояли из белых музыкантов, назывались диксилендами. Dixieland в американском фольклоре означало общее название южных штатов страны. Сейчас так называют джазовую группу, играющую в новоорлеанском стиле.

Вскоре пламя джаза "перекинулось" на Чикаго. Естественно, что музицирование чикагских джазменов породило свой стиль, несколько отличный от прежнего. Всемирно известный трубач и певец Луи Армстронг стал своеобразным символом классического джаза.

К началу 30-х годов джаз приобрел столь мощное культурно-общественное звучание, что возникла потребность и в усилении его непосредственно-музыкального звучания. Появились джазовые оркестры, состоявшие из трех-четырех саксофонов, трех труб, трех тромбонов и ритмсекции, называвшиеся "биг-бэнд". В таком составе коллективная импровизация стала уже невозможна, произведения стали нотировать. Тяга к ритмической свободе выразилась в характерном эффекте мощного раскачивания - swing. Именно так, свинг, и назвали оркестровый стиль джаза. Импровизация не ушла из него, но сосредоточилась у солистов. Вам несомненно знакомы имена Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Бенни Гудмена. Это руководители лучших оркестров, они же исполнители, композиторы, аранжировщики.

С первых шагов художественно-творческое начало джаза сосуществовало с коммерческим направлением, которое главенствовало всю первую половину XX столетия. Живость, яркость, ритмическая острота и тембровый блеск искусственно огрублялись на потребу примитивной развлекательности. Коммерческий джаз, называвшийся "музыкой толстых", олицетворял культ бездумных наслаждений, потребительства, полного отгораживания от моральных проблем человечества. Однако стиль этот если и не исчез совсем, то резко поблек, время его прошло. Потрясение, пережитое человечеством во время второй мировой войны, мощный процесс демократизации, происходящий во всем мире, отвели поток развлекательной музыки в русло поп- музыки. Джаз же, в большей мере освободившись от этого, стал развиваться в различных профессионально-творческих направлениях.

Первым таким стилем был бибоп, возникший в начале 40-х годов. Обращаясь не столько к чувственности, сколько к интеллекту, новый джаз резко приблизился к профессионально-академическим жанрам. Это же направление продолжил стиль кул (cool — по-английски — холодный). Потеряв вместе с коммерчески-развлекательным духом и большую часть публики, новый джаз, в сущности, превратился в элитарное искусство, которое в новых поколениях почти не приобретает поклонников и знатоков. Однако среди представителей нового джаза — многие крупные музыканты: трубач М. Дейвис, альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Д. Гиллеспи, пианист Т. Монк.

Однако не только джаз впитал в себя достижения профессиональной музыки. С начала XX века происходил и противоположный процесс. И. Ф. Стравинский и К. Дебюсси, М. Равель и К. Вайль испытали большое влияние джаза. Многие современные композиторы, в том числе советские (Г. Канчели, X. Юрисалу, А. Эшпай и др.), создают интересные и неожиданные композиции на стыке двух стилей. Однако подлинным классиком такого синтеза стал американский композитор Джордж Гершвин, создатель стиля симфоджаза. Его лучшие сочинения (опера "Порги и Бес" и "Рапсодия в блюзовых тонах" для фортепиано с оркестром) стали классическими образцами претворения джаза в "серьезных" жанрах.

История джаза в СССР весьма драматична. Появившийся уже в 20-х годах, он имел немалую популярность и приобрел прекрасных исполнителей. С 1929 года стал широко известен джазовый ансамбль Леонида Осиповича Утесова. Советский джаз обогатился талантливыми сочинениями И. Дунаевского, А. Цфасмана, А. Варламова, М. Блантера, Я. Скоморовского. Однако в конце 40-х годов джазу была приписано "растлевающее буржуазное влияние". Поэтому даже когда в 60-е годы джаз как искусство ожил в руках многих замечательных молодых музыкантов, чиновники, находившиеся под воздействием старой идеологии, по возможности его запрещали, и джаз был на полулегальном положении. В результате джаз потерял свою аудиторию и сейчас имеет у нас гораздо меньшее распространение, чем позволяют творческие возможности наших музыкантов, многие из которых, такие, как О. Лундстрем, Г. Лукьянов, А. Козлов, И. Бриль, Г. Гаранян, П. Вишняускас, В. Тарасов, В. Чекасин, Д. Голощекин, Д. Азарян и др., — имеют мировую славу.

Джазовая концертная жизнь, как и повсюду, протекает в форме отдельных концертов и фестивалей. Постоянные джазовые фестивали проходят в Санкт-Петербурге ("Осенние ритмы"), в Риге ("Ритмы лета"), в Архангельске, Таллинне, Вильнюсе, Бирштонасе и других городах, нередко устраиваются и эпизодические праздники джаза.

Джаз, как искусство импровизации, чрезвычайно активно развивает в своих музыкантах творческое начало. Каждый народ богат музыкальными традициями и талантливыми музыкантами. Поэтому джаз удивительным образом прививается во многих странах и получает яркую национальную окраску каждой своей новой родины. Слушая современные образцы польского, эстонского, азербайджанского жжаза, поражаешься, как органично и красиво могут сочетаться народные традиции — столь далекие и разные.

Как профессиональная академическая музыка, как фольклор, джаз требует музыкально-воспитанного слушателя (и, разумеется, исполнителя). В свою очередь, подобно этим видам искусства, джаз воспитывает и музыкальное мышление.

М. Г. Рыцарева

Главы из книг

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова