Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Арвид Янсонс (Arvīds Jansons)

15.04.2011 в 20:12.

Народный артист СССР (1976), лауреат Сталинской премии (1951), отец Мариса Янсонса. О симфоническом оркестре Ленинградской филармонии, младшем собрате заслуженного коллектива республики, В. Соловьев-Седой как-то писал: «Нам, советским композиторам, этот оркестр особенно дорог. Быть может, ни один симфонический коллектив в стране не уделяет столько внимания советской музыке, сколько так называемый «второй» оркестр филармонии. В его репертуаре многие десятки произведений советских композиторов. Особая дружба связывает этот оркестр с ленинградскими композиторами. Большая часть их сочинений исполнена именно этим оркестром». Высокая оценка! И коллектив заслужил ее во многом благодаря неутомимой работе дирижера Арвида Янсонса.

Лишь в начале пятидесятых годов Янсонс приехал в Ленинград. А до тех пор его творческая жизнь была связана с Латвией. Он родился в Лиепае и здесь же начал свое музыкальное образование, обучаясь игре на скрипке. Его и тогда привлекало дирижирование, однако в маленьком городке не было нужных специалистов, и молодой музыкант самостоятельно изучал технику управления оркестром, инструментовку, теорию. К тому времени он смог на практике знакомиться с мастерством гастролирующих дирижеров, играя в оркестре оперного театра под управлением Л. Блеха, Э. Клейбера, Г. Абендрота. А в сезоне 1939—1940 годов молодой музыкант и сам впервые встал за пульт. Однако систематическая дирижерская работа началась лишь в 1944 году, после того как Янсонс совершенствовался по скрипке в Рижской консерватории.

В 1946 году Ягасонс завоевал вторую премию на Всесоюзном смотре дирижеров и начал широкую концертную деятельность. Именно симфоническое дирижирование оказалось его настоящим призванием. В 1952 году он стал дирижером Ленинградской филармонии, а с 1962 года возглавляет ее второй оркестр. Артист постоянно выступает и с заслуженным коллективом республики, а также с крупнейшими советскими и зарубежными оркестрами. Он часто представляет наше искусство за рубежом; особенно полюбили Янсонса слушатели Японии, где он выступал неоднократно.

Янсонса по справедливости называют пропагандистом советской музыки. Множество новинок впервые прозвучало под его управлением — произведения А. Петрова, Г. Уствольской, М. Зариня, Б. Клюзнера, Б. Арапова, А. Чернова, С. Слонимского и других. Но естественно, этим не исчерпывается широкий репертуар артиста. Хотя он одинаково часто обращается к музыке самых разнообразных направлений, ближе всего его импульсивной натуре произведения романтического плана. «Если прибегать к аналогиям, — пишет музыковед В. Богданов-Березовский,— я бы сказал, что «дирижерский голос» Янсонса — это тенор. И притом лирического, но мужественного тембра и поэтичной, но волевой фразировки. Ему больше всего удаются пьесы большого эмоционального накала и поэтичные, созерцательные зарисовки».

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова