Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Чайковского «Иоланта»

Iolanta

12.01.2011 в 13:20.
Иллюстрация Екатерины Чудновской к опере «Иоланта»

Лирическая опера в одном действии Петра Ильича Чайковского; либретто М. Чайковского по драме Г. Герца «Дочь короля Рене».
Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 6 декабря 1892 года, под управлением Э. Направника.

Действующие лица: Иоланта (сопрано), Водемон (тенор), Роберт (баритон), король Рене (бас), Эбн-Хакиа (баритон), Бертран (бас), Марта (контральто).

В Провансе, в горах Южной Франции, находится древний замок короля Рене. В нем живет дочь короля — прекрасная Иоланта. Большое несчастье постигло ее в детстве: она ослепла. Девушка не подозревает о своей слепоте: по приказу Рене при ней запрещено упоминать о зрении и свете. Отец, подруги, старая кормилица — все приветливы, ласковы с Иолантой, и жизнь ее радостна и спокойна. Но Рене не оставляет мысль об исцелении дочери. По его просьбе в замок приезжает прославленный мавританский врач Эбн-Хакиа, который, осмотрев Иоланту во время ее сна, сообщает королю свое заключений: благополучный исход операции возможен, но лишь в том случае, если больная узнает о своем несчастье и страстно захочет видеть. Рене в смятении. Он понимает, что без этого условия врач не согласится на операцию, но, зная о том, каким мучительным ударом для дочери будет известие о ее слепоте, не решается открыть ей тайну.

Тем временем Иоланту, в одиночестве спящую на террасе, видит Готфрид Водемон — молодой бургундский рыцарь. Заблудившись на охоте, он вместе со своим другом, герцогом Робертом, случайно оказался в королевском саду, даже не предполагая этого. Водемон очарован зрелищем спящей незнакомой ему девушки. Но Роберта не трогает красота Иоланты — он пылко влюблен в графиню Лотарингии Матильду. Лишь одно обстоятельство омрачает его чувство к ней: еще в детстве Роберт был обручен с дочерью короля Рене — Иолантой. Он никогда не видел ее, и вот теперь, через много лет, пришло время заключить союз, давно предрешенный родителями. Роберт в отчаянии, не в силах представить разлуку с Матильдой. Водемон утешает его.

Проснувшись, Иоланта слышит незнакомые ей голоса и поспешно устремляется в сад. Она спрашивает незнакомцев, кто они и откуда, но Водемон, удерживаемый Робертом, отвечает не вполне определенно. Девушка предлагает рыцарям вина, однако Роберт, подозревающий западню, отказывается и уходит в лес на розыски приближенных.

Водемон остается с Иолантой наедине и, все больше очаровываясь ее нежным обликом, говорит девушке о своем восхищении и о своей любви. В замешательстве срывая с куста розы, слушает рыцаря Иоланта, а он, все более воодущевляясь, просит сорвать ему на память розу. Девушка срывает белую, тогда как рыцарь просил красную. Таким образом выясняется, что она слепа. Самозабвенно рассказывает он Иоланте о бесконечной красоте природы, о свете — источнике познанья. Однако это не пробуждает в ней желания видеть.

В отчаяньи король угрожает Водемону смертной казнью в случае неблагоприятного исхода операции. Опасение за жизнь ставшего ей близким человека вызывает в Иоланте страстное желание успешного исхода операции.

Между тем Роберт со своими приближенными возвращается выручать друга. Пораженный неожиданной встречей с королем Рене, он смущен и взволнован, а Водемон умоляет друга во всеуслышанье рассказать о своей любви к Матильде. Король, тронутый его прямотой, возвращает рыцарю его слово.

Входит Бертран и сообщает о свершившемся чуде — Иоланта видит! Напряженное ожидание присутствующих сменяется бурной радостью. Счастливый Рене благословляет брак дочери с Водемоном и со всеми вместе славит солнце и свет.

В. Панкратова, Л. Полякова


ИОЛАНТА — лирическая опера П. Чайковского в 1 д., либретто М. Чайковского по драме «Дочь короля Рене» Г. Герца (в переводе В. Зотова). Премьера: Петербург, Мариинский театр, 6 декабря 1892 г., под управлением Э. Направника (Медея и Николай Фигнер — Иоланта и Водемон). Вслед за этим опера была поставлена в Гамбурге (1892), Копенгагене (1893), московском Большом театре (премьера — 11 ноября 1893 г.).

Пьеса датского поэта и драматурга Г. Герца «Дочь короля Рене» (1845) основана на старинной легенде. Слепая от рождения дочь короля Прованса не знает о своем несчастье, но молодой рыцарь, которого она полюбила, открывает ей страшную правду. Желание Иоланты увидеть мир, усиливаемое притворной угрозой короля казнить рыцаря, если попытка врача восстановить ее зрение окончится неудачно, приводит к счастливой развязке: Иоланта прозревает. Пьеса Герца вызвала к жизни несколько опер, в том числе «Иоланду» русского композитора С. Юферова (1893). Замысел родился у Чайковского под воздействием исполнения пьесы Герца в Малом театре (1888), где главную роль играла Е. Лешковская. Оперу Чайковский задумал как утверждение победы света над мраком. «Иоланта» — одно из его самых лирических и поэтических произведений.

Образ Иоланты даже среди других женских образов, созданных композитором, выделяется своей лирической прелестью и трепетностью, заставляя вспомнить о Татьяне в Евгении Онегине. В соответствии с темой, опера решена в камерном плане. Все действие сосредоточено на раскрытии внутреннего мира героев и чувства всепоглощающей любви, охватывающего Иоланту и Водемона (в пьесе — Тристана). Проникновенный лиризм, философская значительность, этическое благородство отмечают образы короля Рене и мудрого восточного врача Эбн-Хакия. Этому кругу возвышенных персонажей противостоит блестящий и несколько поверхностный по психологическому складу друг Водемона Роберт (в пьесе — Жоффруа), чья музыкальная характеристика, в особенности блестящая ария «Кто может сравниться с Матильдой моей», противопоставлена задушевности лирических героев.

Опера Чайковского завоевала симпатии слушателей и укрепилась в репертуаре. В ней выступали многие талантливые русские певцы (среди них А. Нежданова). С успехом она исполнялась за рубежом; особенно значителен венский спектакль 1900 г. под управлением Г. Малера. «Иоланта» входит в репертуар крупнейших театров нашей страны. В Ленинграде — Петербурге она много лет (с 1923 г.) идет в Театре им. Мусоргского (Малом оперном); постановки в Москве состоялись в Большом театре в 1974 и 1997 гг. В 1963 г. опера была экранизирована (режиссер В. Гориккер).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова