Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Инвенция

12.01.2011 в 16:49.

Этим словом, означающим по-латыни «изобретение» (inventio), И. С. Бах назвал небольшие полифонические пьесы, которые он сочинял специально для своих учеников. Это были своего рода упражнения, необходимые для того, чтобы овладеть приемами исполнения сложных полифонических произведений, в частности - фуг. Название для своих пьес композитор подобрал чрезвычайно точно, так как его инвенции действительно полны выдумок, остроумных сочетаний и чередований голосов.

Но инвенции - не только упражнения. Это яркие художественные произведения, в каждом из которых воплощено определенное настроение. Бах считал, что его инвенции могут помочь начинающему музыканту не только исполнять, но и сочинять музыку. Вот как он определил в предисловии к инвенции их назначение: «Чистосердечное руководство, дающее возможность любителям клавирного искусства и в особенности жаждущим его изучения не только научиться чисто играть двухголосие, но при дальнейших успехах уверенно и умело обращаться и с трехголосием... выработать певучую манеру игры и, вместе с тем, развить в себе сильное предрасположение к композиции...»

Л. В. Михеева


"Изобретение", "выдумка" значит латинское слово inventio. Неудивительно, что в музыке инвенция появилась в ту пору, когда сложность композиции достигла апогея. Это была эпоха полифонии, композитор был подобен зодчему готического собора - столь много от него требовалось теоретических знаний и конструктивного умения.

И все же инвенция как жанр не представляет ничего сверхсложного - небольшая многоголосная полифоническая пьеса, да и голосов обычно немного: два - три. И. С. Бах написал тетрадь двухголосных инвенций для занятий с одним из своих сыновей Вильгельмом Фридеманом. Инвенциями считаются и трехголосные пьесы, хотя сам Бах назвал их сначала фантазиями, а потом симфониями (это было еще до появления оркестрового жанра симфонии).

С уходом полифонического стиля об инвенции как жанре забыли. Вспомнили лишь в XX веке и используют для обозначения небольших полифонических сочинений.

М. Г. Рыцарева

Произведения


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова