Рамо. Опера-балет «Галантные Индии»

Les Indes galantes

01.05.2011 в 15:16.
Жан Филипп Рамо

ГАЛАНТНЫЕ ИНДИИ / Галантная Индия (Les Indes galantes) — опера-балет Ж. Ф. Рамо в 4 выходах с прологом, либретто Л. Фюзелье. Премьера 1-й редакции (в 2 выходах с прологом): Париж, Королевская академия музыки, 23 августа 1735 г.; 2-й редакции (в 3 выходах с прологом) — там же, 28 августа 1735 г.; 3-й редакции (в 4 выходах) — там же, 10 марта 1736 г.

В прологе богиня юности Геба жалуется Амуру, что богиня войны Беллона увлекла за собой Европу. Амур решает разослать гонцов во все концы мира, чтобы там утвердить свою власть.

Первый выход — «Великодушный турок». Провансальская девушка Эмилия, разлученная со своим женихом Валером, захвачена корсарами и попадает в плен к Осман-паше. Тщетно добивается он любви своей пленницы. Буря топит плывущий мимо корабль, однако потерпевших крушение моряков удается спасти. Эмилия с радостью узнает в одном из них Валера. Но что ждет их впереди? Осман-паша благороден. Некогда он был пленником Валера, и тот подарил ему свободу. Осман отвечает добром за добро. Он отпускает влюбленных на свободу, снаряжает корабль, который увезет Эмилию и Валера на родину.

Второй выход — «Перуанские инки». Перуанская принцесса, носящая имя Фанни, и испанец Карлос любят друг друга, но влюбленный в Фанни верховный жрец Гюаскар грозит ей небесной карой за любовь к поработителю родины. Во время жертвоприношения солнцу происходит землетрясение и извержение вулкана. Гюаскар объясняет это гневом богов. Карлос разоблачает суеверие, защищая Фанни от обманутого народа. Жертвой извержения вулкана становится Гюаскар.

Третий выход — «Цветы. Персидский праздник». Принц персидский Такмас любит невольницу Заиру, а его приятель — Фатиму. Сцена завершается праздником цветов.

В дополнительном, 4-м выходе (сочиненном в 1736 г.) — «Дикари» — действие развертывается в Америке. Индеец Адарио любит дочь вождя Зиму, за которой ухаживают француз Дамон и испанец Альвар. Между европейцами происходит спор о любви. Испанец настаивает на верности, француз в постоянстве видит рабство. Зима отвергает обоих. Ей не нужны ни слишком ревнивая любовь испанца, ни легкомысленное чувство француза. Она выбирает Адарио.

Музыка Рамо полна высокого благородства и грации. Произведение это и в XX в. появлялось на сцене: в Париже (1952, театр «Гранд-опера»), Нью-Йорке (1961), Лос-Анджелесе (1969), Ферраре (2004).

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова