Импровизация

12.01.2011 в 16:47.

Обычно композитор, сочиняя какое-нибудь произведение, предварительно обдумывает его, делает наброски, а потом уже записывает сочинение на нотной бумаге, тщательно отделывая каждую деталь.

Но бывает и так: музыкант садится за рояль, берет несколько несвязных аккордов, а затем, словно размышляя, начинает играть. Звучат пассажи, возникают и исчезают мелодии, вновь сменяясь разливами пассажей... Спросите этого музыканта, что он играл, и он ответит: да так, ничего, просто импровизировал.

Латинское слово improvisus означает - непредвиденный. Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное.

Бывают импровизаторы не только музыканты, но и поэты. Об одном из поэтов-импровизаторов рассказывает Пушкин в оставшейся незаконченной повести «Египетские ночи».

В старину искусство музыкальной импровизации было развито очень широко. Каждый музыкант, выступая в концерте, должен был импровизировать по заказу публики произведение в определенной форме - вариаций, фуги, сонаты, на тему, предложенную кем-нибудь из присутствовавших.

Рассказывают такой случай. В XVII и XVIII веках было принято устраивать состязания между исполнителями. И вот, осенью 1717 года в Дрезден приехал весьма модный французский органист, клавесинист и композитор Луи Маршан. Туда же вызвали Иоганна Себастьяна Баха, в то время еще мало кому известного немецкого музыканта.

За день до назначенного состязания Бах явился в королевский дворец послушать своего конкурента. Маршан играл блестяще. Ему много аплодировали, а потом предложили и немецкому музыканту «попробовать инструмент». Бах тут же повторил песенку, на тему которой импровизировал Маршан, и варьировал ее с огромным искусством, совершенно затмив соперника. Потом Бах написал на листочке бумаги мелодию и передал ее Маршану. Это была тема, на которую французский музыкант должен был назавтра импровизировать. Бах, в свою очередь, попросил у Маршана тему для своей импровизации.

На следующий день придворное общество долго ожидало прибытия во дворец знаменитого француза, но он так и не явился. Оказалось, что он бежал, не решившись соперничать с гениальным импровизатором.

А вот отрывок программы одного из концертов маленького Моцарта (вы, наверное, знаете, что Моцарт с самого раннего возраста проявил себя как гениальный музыкант. В шесть - семь лет он уже выступал с концертами в разных странах):

«6. Ария, которую господин Амадео (так звали Моцарта в Италии) тут же сочинит на предложенные ему стихи и затем исполнит, аккомпанируя себе на клавикорде.

  1. Соната на тему, которую предложит по своему выбору первый скрипач оркестра, сочинит и исполнит господин Амадео...

  2. Фуга на тему, предложенную экспромтом...»

В одном итальянском городе слушатели, которые не могли поверить, что ребенок способен так вдохновенно импровизировать, потребовали, чтобы он снял с пальца кольцо. Они решили, что кольцо волшебное и управляет руками мальчика. Конечно, сняв кольцо, Моцарт продолжал играть так же хорошо.

Великолепным импровизатором был и Бетховен, и многие другие композиторы прошлого. О гениальном скрипаче и композиторе Никколо Паганини, например, рассказывали, что лучшие его произведения - не те, что записаны, изданы и известны всем, а те, что он импровизировал по настроению и никогда больше не повторял.

В наше время искусство импровизации почти совсем забыто. Лишь крайне редко встречаются музыканты, способные сочинять «на глазах у публики». Произошло это прежде всего потому, что в музыке, как и во всех областях нашей жизни, господствует «узкая специализация»: композиторы теперь не являются одновременно концертирующими музыкантами-исполнителями, а профессиональные инструменталисты-концертанты, как правило, не обладают выдающимися композиторскими данными. Старые традиции импровизирования сохранились разве лишь у некоторых органистов.

Так, в начале 60-х годов в нашу страну на гастроли приезжал Томанер-хор - хор лейпцигской церкви святого Фомы, в которой когда-то давно многие годы работал И. С. Бах. Руководитель хора Гюнтер Рамин импровизировал на клавесине прелюдию и фугу, темы для которых ему предложили советские музыканты, присутствовавшие на концерте.

Л. В. Михеева


Некое незапланированное действие, гибкая смена привычного хода дела, фантазия на заданную тему, словом, непосредственный процесс творчества без всякой подготовки - в таком понимании обычно употребляется это слово в самых разных сферах: от политики - до ответа школьника на уроке.

Но импровизация - это прежде всего художественный жанр, типичный как для музыки, так и для драматургии и поэзии.

Музыкальная импровизация - ровесница музыки вообще. Музыка и появилась как импровизация. В законченные композиционные формы она стала "отливаться" лишь через многие тысячи лет. И это уже связано с появлением нотной записи. Импровизация же в принципе свободна от всякой фиксации, кроме звукозаписи, конечно.

С появлением нотной записи импровизация не исчезла. Она вообще не может исчезнуть, пока жива музыка. Но, конечно, с появлением композиции и нотной записи внимание музыкантов больше приковано к четко зафиксированным творениям.

В XVII, XVIII и даже в начале XIX века импровизировали еще довольно много. Более того, умение публично импровизировать было жизненно необходимо для музыканта. Но в дальнейшем импровизация ушла из деятельности профессиональных музыкантов, импровизировать стали редко и в основном "для себя". И не потому, что не осталось мастеров этого жанра. В концертной практике накопился богатый репертуар, и музыкантам стало интересно как можно больше сыграть. Кроме того, функции композитора и исполнителя окончательно разделились (хотя отдельные композиторы-исполнители всегда были и есть) и публичные, концертные импровизации уже были "несподручны" ни тем, ни другим.

С начала XX века импровизация вновь возродилась в творчестве джазовых музыкантов. И по вполне известным причинам. Дело в том, что в джазе композитор и исполнитель сочетаются в одном лице; джазовые композиции не записываются (кроме основных тем и гармоний); наконец, джаз - это вообще искусство импровизации.

Что же касается народной музыки, то оттуда импровизация никогда и не уходила. И если песни благодаря словам в основном запоминаются и передаются в законченном виде (не без вариантов, разумеется), то инструментальная народная музыка в гораздо большей степени импровизационна. И поскольку один из истоков джаза - народное инструментальное музицирование, в импровизации оба эти искусства сближаются. Опыты совместного музицирования народных и джазовых музыкантов-инструменталистов всегда бывают чрезвычайно ярки и интересны.

В современной профессиональной музыке, когда композиторы стремятся запечатлеть образы свободные, непредсказуемые, они в нотах своих произведений специально обозначают места, где исполнитель должен импровизировать. Так некогда уже было, в XVIII - начале XIX века, когда в инструментальных концертах композитор отдавал исполнителю для импровизации целый раздел формы - каденцию, - чтобы виртуоз мог показать свое мастерство. Но не все исполнители способны сделать это, не нарушая формы целого, и композиторы, начиная с Ф. Мендельсона, стали записывать собственные каденции. В современной музыке композитор обязательно указывает исполнителю время, в течение которого тот должен импровизировать.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова