Опера Моцарта «Идоменей, царь критский»

Idomeneo

12.01.2011 в 00:09.

Опера Вольфганга Амадея Моцарта «Идоменей, царь критский». Постер Рафала Ольбиньского

ИДОМЕНЕЙ, царь Крита, или Илия и Идамант (Idomeneo, re di Creta, ossia Ilia ed Idamante) — опера-сериа В. А. Моцарта в 3 д., либретто Дж. Вареско по либретто А. Дешана. Премьера: Мюнхен, 29 января 1781 г., под управлением автора; новой редакции — Вена, 1786 г. (в исполнении любителей); в России — Петербург, Малый театр, силами немецкой труппы, 28 января 1820 г.

Античный миф о критском царе Идоменее привлекал внимание многих композиторов. Одним из первых создал музыкальную трагедию «Идоменей» француз А. Кампра (1714); через много лет ее либретто, принадлежащее А. Дешану, послужило основой итальянского либретто оперы Моцарта. Уже после этого на тот же сюжет сочинили оперы Дж. Гадзанига, Ф. Паэр, Ф. Федеричи, Дж. Фаринелли. Однако из всех обработок популярного сюжета жизненную силу сохранила только опера Моцарта, написанная для мюнхенского карнавала.

Илия — дочь троянского царя Приама, пленница царя Идоменея, правителя острова Крита. Она и сын Идоменея Идамант любят друг друга. Но другая греческая пленница, Электра, дочь Агамемнона, также любит Идаманта. Разразившаяся у берегов Крита буря разбила корабль, на котором из Трои возвращался Идоменей. Чудом спасенный, он дает клятву богу морей Посейдону — принести в жертву первое живое существо, которое встретит на берегу. К своему ужасу, он встречает сына. Желая спасти Идаманта, Идоменей хочет отправить его в чужую землю. Едва корабль готов к отплытию, поднимается буря и из моря выходит чудовище. Идамант вступает с ним в борьбу и побеждает, однако разгневанный Посейдон через оракула возвещает свою волю: Идоменей должен принести сына в жертву, иначе неслыханные бедствия обрушатся на Крит. Идамант готов покориться, но Илия хочет заменить его. Посейдон смягчается и отменяет жертвоприношение — Илия и Идамант могут обвенчаться. Повинуясь воле Посейдона, Идоменей уступает Идаманту свой трон.

Миф, завершающийся гибелью главных героев, либреттист и композитор в соответствии с назначением карнавального спектакля привели к счастливой развязке, однако мощное дыхание трагедии наполняет музыку. Героический, самоотверженный образ Илии может выдержать сравнение с аналогичными женскими фигурами Глюка — Альцестой и Ифигенией. Моцарт передает кипение и борьбу чувств, столкновение любви и долга, напряжение действия, используя все средства оперной выразительности, не пренебрегая и отвергнутыми Глюком колоратурными украшениями. В ряде случаев он вынужден был уступить требованиям певцов, выросших на опе-ре-сериа. Все же композитор трактовал традиционные формы и приемы по-своему, ставя их на службу новым выразительным задачам. Воплощая фантастические образы (голос оракула), он стремился к глубокому воздействию на слушателей, а не к внешнему эффекту. По-новому трактован ансамбль, выполняющий функцию драматического поворота в действии. Обветшалые формы оперы-сериа переосмыслены, обогащены. По существу, Моцарт, не игнорируя Глюка и не подражая ему, создал новый тип героической оперы, мимо которого не прошли ни Бетховен, ни романтики. Позднее автор сделал новую, венскую редакцию «Идоменея»: партия Идаманта, написанная для исполнения кастратом, передана тенору, сняты излишние колоратуры, сделаны сокращения. В ХIХ-ХХ вв. опера неоднократно подвергалась переработкам, в том числе Р. Штраусом. Однако театры все же вернулись к оригинальной версии.

Наиболее значительные постановки последних десятилетий прошли на фестивалях в Глайндборне (1964, Л. Паваротти — Идамант), Зальцбурге (1983, режиссер Ж. П. Поннель) и Флоренции (1989, дирижер Мюнг Ван Чунг).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова